Урок 36. Тема: Строчная буква я

urok 36 tema strochnaya bukva ya Уроки письма в 1 классе

I. Мобилизующий этап

На доске запись:

 

Учитель. Рассмотрите внимательно данную запись. Сформулируйте к ней зада­ние.

Ученик. К каждому написанному слову надо подобрать другое, которое может следовать за ним.

Учитель. Я уточняю, что второе слово каждой пары подбирается с учетом значе­ния первого слова этой пары. Какое слово подходит к слову декабрь?

Ученик. К слову декабрь подходит слово январь, потому что январь идет за де­кабрем.

Учитель. Какое слово будет следовать после слова четыре?

Ученик. После слова четыре будет следовать слово пять.

Учитель. Назовите слово, которое будет после слова четверг.

Ученик. После слова четверг будет слово пятница.

(Учитель прикрепляет карточки с названными детьми словами на доску.)

II. Формулирование учащимися темы и цели урока

Учитель. Укажите букву, которая имеется в каждом из названных вами слов. Оп­ределите, какая она: заглавная или строчная. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученик. В словах январь, пять, пятница есть буква я. Она строчная. Значит, тема сегодняшнего урока: «Строчная буква я».

Учитель. Зная тему, поставьте цель урока.

Ученик. Цель урока: учиться писать букву я, буквосочетания и слова с этой бук­вой.

Учитель. Цель поставлена верно. Перед началом работы давайте сделаем физ­культминутку.

III.      Упражнение для подготовки руки к письму

IV.    Работа в прописях по написанию строчной буквы я

1)     ознакомление с элементами буквы я и их написание;

2)     письмо буквы я учителем под счет, письмо учащимися буквы я в воздухе;

3)     письмо учащимися буквы я по образцу и самостоятельно;

4)     письмо буквосочетаний с буквой я (учитель записывает на доске букво­сочетания: бя мя пя ря кя зя; предлагает детям записать те, в которых имеется парный согласный; задание выполняется с комментированием.)

V.     Физкультминутка для отдыха

VI.     Работа в прописях по написанию слов

На доске карточки со словами:

грядка, листья, ягода, пламя, рябина, язык.

Учитель. Прочитайте данные на карточках слова. Объедините их в пары по смыслу.

Учащиеся составляют из слов пары, аргументируя свой выбор. Составленную пару записывают. Возможный вариант:

ягода – грядка (ягода растет на грядке)

листья – рябина (листья шелестят на рябине)

язык – пламя (сверкает язык пламени)

Учитель. Чем отличается буква я в словах каждой составленной пары?

Ученик. В одном слове каждой пары буква я обозначает один звук {грядка, ряби- па, пламя), в другом – два звука {ягода, листья, язык).

Учитель. В каком значении употреблено слово язык, когда мы говорим язык пла­мени? (Учащиеся рассуждают. Учитель уточняет, что слово язык употреблено здесь в переносном смысле.)

VII.     Письмо предложения

На доске запись:

Без…….. не звонит.

СПРАВКА: колокол, язык.

Учитель. Рассмотрите запись. Познакомьтесь со справкой. Сформулируйте за­дание к упражнению.

Ученик. В предложении надо вставить пропущенные слова. Взять эти слова мож­но из справки. (Слушаются ответы учащихся. Правильный вариант: Без языка колокол не звонит. Обсуждается смысл поговорки. Далее предложение записыва­ется с комментированием.)

Учитель. В каком значении употреблено слово язык в записанном предложе­нии?

VIII.     Итог урока

Учитель. Вспомните поставленную вами цель урока. Сделайте необходимый вы­вод.

IX.     Рефлексия

Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment