I. Мобилизующий этап
Учитель. Начнем урок с загадки. Вам надо определить по нескольким общим и отличительным признакам два имени. Оба имени принадлежат сказочным героям. У обоих героев длинные носы, но у одного – нос деревянный, у другого – обыкновенный. Один – добрый, другой – злой. Один – мужского пола, второй – женского. Их имена начинаются с одной и той же буквы. Назовите этих сказочных персонажей. Обоснуйте свой ответ.
Ученик. Одного героя зовут Буратино, другого – Баба Яга. Это сказочные герои. У них длинные носы. У Буратино нос деревянный. У Бабы Яги – обыкновенный. Буратино – мальчик, он мужского пола. Баба Яга – женского. Их имена начинаются на букву Б.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Еще раз назовите букву, с которой начинаются имена определенных вами сказочных героев. Установите, какие это буквы: заглавные или строчные и почему. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Имена Буратино и Баба Яга начинаются на букву Б. Она заглавная. Значит, тема урока: «Заглавная буква Б». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Тема нам известна. Теперь поставим цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать заглавную букву Б, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Раскрашивание изображения Буратино
V. Работа в прописях по написанию заглавной буквы Б
1) показ учителем и освоение учащимися написания элементов заглавной буквы Б;
2) показ учителем написания заглавной буквы Б;
3) письмо учащимися в воздухе заглавной буквы Б;
4) письмо учащимися заглавной буквы Б по образцу и самостоятельно с последующей самопроверкой;
5) письмо буквосочетаний: Би Бо Бл
Учитель. Сначала запишем буквосочетание, состоящее из согласных букв. (Учащиеся записывают буквосочетание Бл с указанием соединения букв.)
Учитель. Далее запишем буквосочетание, в котором буква Б обозначает мягкий согласный звук. (Учащиеся записывают буквосочетание Би.)
Учитель. Составьте ориентир к написанию оставшегося буквосочетания. (Возможный ответ ученика: Запишите буквосочетание, в котором буква Б обозначает твердый согласный звук. Буквосочетание записывается с указанием соединения букв.)
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
На доске записаны слова:
Бородино, Борис, Болдино, Быков, Бирма, Белла
Учитель. Пока мы с вами учились писать заглавную букву Б, из сказки к нам пришел Буратино. Он услышал, как мы произносили его имя и решил зайти в гости. (Учитель показывает картинку с изображением Буратино.) Буратино предлагает нам выполнить составленное им задание. Прежде всего, он просит прочитать записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. А теперь Буратино просит объяснить, что обозначает каждое слово. (Учащиеся выполняют задание: Бородино – это название села, Борис – мужское имя и т.д.)
Учитель. Буратино говорит, что данные слова надо объединить в группы по три слова, чтобы одно из слов можно было выделить по значению. (Учащиеся составляют группы, объясняя свои действия.
Возможный вариант:
– Борис, Белла, Быков;
– Бирма, Болдино, Бородино.)
Учитель. Запишите группу, в которой слова имеют одинаковое количество слогов. (Учащиеся записывают слова с комментированием.)
VIII. Письмо предложения
Учитель. Непростые задания мы с вами сегодня выполняем. Преодолеваем при этом некоторые трудности. Буратино даже знает подходящую к моим словам пословицу, но ее надо правильно прочитать:
Без муки нет науки.
Учащиеся читают пословицу вслух. Рассказывают, как понимают ее смысл. Записывают предложение с комментированием.
Учитель. Назовите слова, в которых не ставится ударение. Объясните, почему.
IX. Итог урока
Учитель. Коротко расскажите, какую работу вы выполнили сегодня на уроке. Сравните ее с поставленной целью. Сделайте вывод.
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007