Работа над новым материалом.
При повторении знакомых уже детям случаев вычитания важно направлять рассуждения детей так, чтобы они в основном использовали способ, основанный на знании состава чисел, прибегать к другим способам следует только в том случае, если дети не помнят состав числа. Объяснения должны быть предельно краткими, например: 16 — 7. 16 — это 7 и 9, если вычесть 7, останется 9, или 16 — 6, получится 10, из 10 вычесть 1, получится 9, или 16 — это 10 и 6, из 10 вычесть 7, останется 3, да еще 6, получится 9.
Новые случаи вычитания дети объясняют самостоятельно, используя иллюстрацию и записи, данные в учебнике.
Работа над пройденным материалом.
1. Повторение примеров из таблиц сложения и вычитания может быть проведено в форме игр «Эстафета» и «Кто получит звездочку?». (Около верхнего примера прикрепить звездочку.)
5 + 8 | 11— 4 | 3 + 5 |
9 — 6 | 10 — 8 | 6 + 8 |
4 + 6 | 2 + 7 | 10 — 7 |
9 + 7 | 3 + 9 | 7 + 6 |
8 + 6 |
После игры можно дать детям задание: составить задачу к любому примеру, записанному для игры.
2. Работа над составом чисел (упражнение 4) выполняется устно. Можно спросить и другие варианты состава числа 14. При выполнении упражнения 5 дети рассуждают так. Если сумма 12, а первое слагаемое 9, то второе слагаемое 3, так как 12 — это 9 и 3. Или так. Сумма двух чисел 12. Одно из них 9. Значит, второе равно 12 без 9, то есть 3. После разбора нескольких примеров можно предложить детям составить по таблице и записать решение остальных примеров.
Для самостоятельной работы предложить упражнения 1, 2 и 3.
Задачи дети решают самостоятельно. После решения полезно сопоставить обе задачи и спросить, почему одна из них решается сложением, а другая — вычитанием.
На этой и следующей страницах содержание задач связано с занятиями детей в кружках и спортивных секцмях. Можно спросить у детей, в каких кружках они занимаются, и предложить составить задачи о своих кружках.