I. Мобилизующий этап
На доске запись:
Заболела эта книжка:
Изорвал ее братишка.
Я больную пожалею:
Я возьму ее и склею!
(Б. Заходер)
Учитель. Начнем урок с чтения небольшого стихотворения Б. Заходера «Переплетчица». Будем читать вслух, вместе. Во время чтения постарайтесь сосчитать, сколько в стихотворении слов, в которых есть буква з. (Учащиеся выполняют задание.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Сколько раз и в каких словах встречается буква з ?
Ученик. Буква з встречается три раза. Она имеется в словах заболела, изорвал, возьму.
Учитель. Скажите, чем отличается буква 3 в слове Заболела от буквы з, которая в словах изорвал и возьму.
Ученик. В слове заболел пишется заглавная буква 3, так как это первое слово в предложении. В словах изорвал и возьму пишется строчная буква з. Она находится в середине слов.
Учитель. Вспомните признак, по которому мы выделяли слова для счета из стихотворения. Уточните, на какую букву з мы обратили особое внимание. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Мы выделяли из стихотворения слова, в которых есть буква з. Особое внимание мы обратили на заглавную букву 3. Значит, тема сегодняшнего урока: «Заглавная буква 3». (Учитель записывает тему урока на доске.)
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Штриховка изображения книги
V. Работа в прописях по написанию заглавной буквы 3
1) ознакомление учащихся с элементами заглавной буквы 3;
2) письмо учащимися заглавной буквы 3 в воздухе;
3) письмо учащимися заглавной буквы 3 в прописях по образцу и самостоятельно с последующей проверкой;
4) письмо буквосочетаний: За Зу
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
![]() |
|
На доске изображение:
| ||
На доске изображение:
|
![]() | |||
![]() |
Учитель. Посмотрите на данное изображение. Используя эти геометрические фигуры, составьте два слова.
Ученик. Первое слово Зима.
Учитель. Как надо написать слово Зима и почему?
Ученик. Слово Зима надо написать с заглавной буквы, потому что это имя. (Учащиеся записывают слово Зима.)
Учитель. Назовите второе слово.
Ученик. Второе слово Зарима. (Учащиеся рассказывают о написании слова Зорима и записывают его.)
VIII. Письмо предложения
На доске запись:

Учитель. Давайте познакомим Зину и Зарину с новой пословицей. Но прежде вам надо восстановить в ней два пропущенные слова. Это слова, противоположные по значению. (Учащиеся предлагают свои варианты. Правильный вариант: Звону много, а толку мало. Обсуждается смысл пословицы. Осуществляется запись с комментированием.)
Учитель. Во всех словах пословицы, кроме слова а, найдите не менее четырех общих признаков.
Ученик. В словах звону, много, толку, мало ударение падает на первый слог.
Ученик. В этих словах по два слога.
* Ученик. Эти слова начинаются с согласных букв.
Ученик. Последняя буква в этих словах гласная.
IX. Итог урока
Учитель. Расскажите коротко о своей работе на уроке.
X. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007