1. Устные упражнения. Составление и решение троек примеров вида:
10 = 4 + 6 13 = 8 + 5 17 = + 9 14 = 6 +
10 — 4 = 13 — = 7.. …
10 — 6 = 13 — = … …
Выполнение упражнения 2. Ученик решает пример и поясняет: 34 + 4 — 2. Нужно заменить суммой двух слагаемых число 34. 34 — это 30 и 4, к 4 прибавить 2, будет 6, 30 + 6 = 36. В примере 23 — 7 нужно заменить суммой двух слагаемых число 7. Разложу 7 на 3 и 4. 23 — 3 = 20, да еще надо вычесть 4, 20 — 4 = 16.
2. Сравнение приемов вычислений, используемых при решении первых двух примеров из упражнения 1. Эти примеры разбирает и записывает на доске учитель под диктовку детей. Выясняется, чем похожи приемы: прибавляют или вычитают число по частям; при этом раскладывают число на части так, чтобы получить сначала только десятки, а потом, прибавляют или вычитают, сколько осталось. Различие заключается в том, что в одном случае два раза прибавляем, а в другом — два раза вычитаем. Аналогично разбирают еще два примера из этого упражнения.
3. Упражнение 6 дети выполняют устно под руководством учителя.
Если возникают затруднения, можно использовать сантиметровую ленту и демонстрационный метр.
Для самостоятельной работы предложить решение задач. Задачу из упражнения 3 сначала разобрать под руководством учителя, выяснить, что у девочки были те книги, которые она подарила, и те, которые у нее остались. Упражнение 4 выполнить с записью выражения. Вместе с учителем разобрать устно примеры верхней строки из упражнения 5, остальные — дети должны решить в тетради. Упражнение 7 провести в виде практической работы в тетради.