Тема. Предложение
Цель . Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.
Оборудование . Карточки с изображением точки.
Ход занятия .
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета. Составить из этих слов предложение. К каждому слову поставить вопрос.
II. Работа над смысловой и интонационной законченностью предположения.
1) Логопед читает текст, не делая остановок в конце предложения, затем задает вопросы ученикам.
Наступила осень идут дожди дуют ветры трава желтеет цветы вянут опадают листья.
Вопросы:
– Понравился вам рассказ? (Не понравился.)
– Понятен рассказ? (Не понятен.)
– Почему не понятен рассказ? (Читали быстро, без остановок, в рассказе не было смысла.)
Логопед читает текст еще раз, делая неправильные остановки.
Наступила. Осень идут. Дожди дуют. Ветры трава желтеет. Цветы. Вянут, опадают листья.
Выясняется, что рассказ совсем не понятен, потому что делались неправильные остановки, разрывались предложения, нарушался смысл рассказа.
Затем текст читается правильно.
Наступила осень. Идут дожди. Дуют ветры. Трава желтеет. Цветы вянут. Опадают листья.
Теперь на вопрос логопеда, понятен ли им смысл рассказа ученики отвечают утвердительно.
Логопед говорит, чтобы понять смысл любого рассказа, очень важно уметь правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения, и обращает внимание учеников на то, как «взлетает» и «понижается» голос, т. е. повышается и понижается интонация.
Логопед произносит первое предложение: Наступила осень.
Вопросы:
– На каком слове голос «взлетает»? (Наступила.)
– На каком слове голос «падает»? (Осень.)
Аналогично разбираются все предложения. Затем ученики поочередно произносят предложения с правильной смысловой и интонационной законченностью.
2) Логопед дает задания:
а) Покажите точку, если предложение закончено. (Логопед читает по одному предложению, ученики поднимают карточку с изображением точки, если предложение закончено.)
б) Запишите рассказ с помощью схем предложений. (Логопед напоминает ученикам, что начало предложения следует показать уголком, а в конце предложения поставить точку. Затем читает первое предложение, ученики чертят его схему в тетрадях. Используется материал задания 1.)
в) Подсчитайте общее количество предложений, затем количество предложений, начинающихся со слов-предметов, количество предложений, начинающихся со слов-действий.
III. Итог занятия.
Логопед . Чему вы научились на занятии?