Работа над новым материалом.
Учитель предлагает детям задачу и иллюстрирует ее предметами: В одной стопке у меня на столе лежит 8 учебников русского языка и 2 учебника математики, а во второй стопке — 7 учебников математики. Сколько всего учебников в этих двух стопках? По ходу чтения задачи учитель записывает на доске числовые данные: 8 2 7. Затем дети объясняют, что означает каждое из этих чисел в условии задачи, повторяют ее вопрос.
На вопрос учителя, как будем решать эту задачу, дети, вероятно, предложат сложить записанные числа (на доске между числами ставят знак « + »). Что мы узнаем, найдя сумму чисел 8 и 2? — спрашивает учитель, заключая запись этой суммы в скобки. Узнаем, сколько учебников в первой стопке. Сколько же их? (10) Учитель записывает это число над скобками и задает вопрос: Что мы узнаем, прибавив к этой сумме 7? Узнаем, сколько учебников в двух стопках. Выполнив действия, вызванный ученик заканчивает решение; и дети дают ответ на вопрос задачи.
После этого учитель говорит, что задачу можно решить и другим способом, повторяет задачу и записывает во второй строке числа 8 2 7. Покажите в этой записи, сколько было учебников русского языка и сколько — учебников математики. Дети показывают соответственно число 8 и числа 2 и 7. Что же можно узнать сначала? Сколько всего учебников математики на столе. Как это можно узнать? Как это показать в записи? Вызванный к доске ученик ставит знак «+» между числами 2 и 7, заключает эту сумму в скобки, вычисляет ее и записывает 9 над скобками. Как теперь узнать, сколько всего учебников? Ученик заканчивает решение. Коллективно разбирают и сравнивают оба рассмотренных способа решения. При этом должно быть показано, что в обоих случаях были те же 3 слагаемых (8, 2 и 7) и что, выполняя сложение, в одном случае заменили суммой первое и второе слагаемые, а во втором — второе и третье.
Аналогично с использованием схематической иллюстрации разбирается задача 2 из учебника. После рассмотрения и сравнения двух способов решения снова делается вывод, что в одном случае мы заменили суммой два первых слагаемых, а во втором — два последних. Иллюстрация и оба способа решения должны быть записаны на доске и в тетрадях.
Далее читают задачу 1 из учебника. Демонстрацию проводят с использованием игрушечных машин или предметных картинок. Дети сами рассматривают записи в учебнике и объясняют оба способа решения. Вывод о том, что при сложении чисел два соседних слагаемых можно заменить их суммой, делают сначала дети, а затем читают его по учебнику.
Рассмотренное свойство применяют при решении примеров (упражнение 1). Эти примеры полезно заранее записать на доске один под другим. Первый пример разбирают под руководством учителя. В нем удобно заменить суммой два последних слагаемых. Заключив их в скобки, получим запись: 3 + (6 + 4) = 3 + 10 = 13. Следующие примеры решают и записывают на доске вызванные ученики, а остальные — в тетрадях. Каждый раз, комментируя решение, ученик говорит, какие два соседних слагаемых удобно заменить суммой. Это должно прозвучать и в вопросах учителя, и в ответах учащихся.
Работа над пройденным материалом.
Устно выполняют упражнения на представление числа в виде суммы составляющих его десятков и единиц, например: 78 = 70 + 8, 64 = 60 + 4, 92 — это 9 д. 2 ед., 50 — это 5 д. 0 ед.
Для самостоятельной работы можно предложить составить и решить 6 примеров с ответом 11 и выполнить упражнение 2, записав и решив соответствующие примеры.