Работа над новым материалом.
В порядке подготовки к рассмотрению нового материала необходимо повторить десятичный состав двузначных чисел, приемы вычитания вида 47 — 20, 50 — 34, 37 — 5. При рассмотрении приема 50 — 34 обратить внимание на то, что вычитаем число по частям.
Учитель предлагает детям для решения пример 48 — 12.
Выясняет, сколько десятков и единиц в уменьшаемом. Затем у доски учитель проводит демонстрацию. Число 48 представляет в виде 4 пучков-десятков палочек и 8 отдельных палочек. Будем вычитать по частям. Сколько я должна убрать десятков? единиц? Запись: (48 — 10) — 2. Дети по записи вычисляют:
48 — 10 = 38,
38 — 2 = 36.
Возвращаясь к демонстрации, учитель спрашивает: Сколько было десятков сначала, сколько убрали десятков? Сколько было единиц сначала? Сколько убрали? Делает вывод, что десятки отнимали от десятков, а единицы — от единиц. Пример 57 — 26 рассматривают по учебнику с подробным объяснением, используя иллюстрацию.
Затем учитель говорит, что при вычитании удобнее числа записать одно под другим, как и при сложении, чтобы легче было выполнить вычисления, напоминает, что десятки записывают под десятками, единицы — под единицами. Вычитание начинают с единиц. После того как дети рассмотрят объяснение письменного приема вычитания по учебнику, учитель выставляет памятку, пользуясь которой дети будут выполнять и объяснять решение примеров из учебника:
1. Пишу…
2. Вычитаю единицы…
3. Вычитаю десятки…
4. Читаю ответ…
Решение первых двух примеров из упражнения 1 проводится с комментированием.
Работа над пройденным материалом.
Упражнение 2 выполнить устно, рассматривая разные способы набора (15 + 15 + 20,20 + 20 + 10).
Для самостоятельной работы можно предложить упражнение 1 (последние три примера) с последующей проверкой и упражнение 3.
Полезно, чтобы дети самостоятельно еще раз по учебнику рассмотрели алгоритм письменного вычитания.