Работа над новым материалом.
В порядке подготовки к рассмотрению нового материала следует повторить случаи вычитания вида 37 — 7, 42 — 2, состав чисел первого десятка, случаи вычитания вида 40 — 6, 90 — 3. Полезно вспомнить, что число можно вычитать по частям: Если из числа нужно вычесть 8, а вычли только 5, сколько еще надо вычесть?
Урок можно построить по аналогии с предыдущим уроком.
У доски с подробным объяснением и демонстрацией на наглядных пособиях рассматривают пример 43 — 9. Сколько нужно вычесть, чтобы остались только десятки? (3) Вычли 3, а надо вычесть 9. Сколько еще надо вычесть? 9 — это 3 и сколько? На доске выполняют запись 43 — 9. Будем вычитать 9 по частям. Сначала вычтем 3, а потом 6. Получим пример (43 — 3) — 6. Из 43 вычтем 3, получим 40, 40 — 6 = 34.
Аналогично разбирают запись по иллюстрации, данной вверху страницы учебника.
Далее с устным комментированием решают примеры из упражнения 1. Запись выполняют так: 42 — 6 = 36. Нижний пример — «помощник»: он служит опорой для устного комментирования.
Работа над пройденным материалом.
1. Упражнение 4 разобрать у доски. Составить краткую запись:
Было — 20 м.
Отправили — 10 м. и 7 м. Сколько… осталось?
Затем дети решают задачу самостоятельно. Для самостоятельной работы предложить упражнение 3 и после устного разбора работу по вариантам: I вариант — упражнение 2 (I и II столбики). II вариант — упражнение 2 (III и IV столбики).