I. Мобилизующий этап
На доске или карточках запись:
Мамин день
Вот подснежник на поляне, Я его нашел.
Отнесу подснежник маме, Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так …
Мама …,
Что раскрылся мой …
От ее….
(Г. Виеру)
СПРАВКА: тепла, подснежник, обняла, нежно.
Учитель. Познакомьтесь с данной записью. Прочитайте слова в справке. Скажите, что и как здесь написано. Сформулируйте задание.
Ученик. Здесь написано стихотворение Г. Виеру. Первое четверостишие полностью. Во втором пропущены последние слова. Они даны в справке. Их надо вое- становить в стихотворении. (Учащиеся восстанавливают пропущенные в стихотворении слова. Читают стихотворение полностью.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Найдите в стихотворении слово, в котором столько же слогов, сколько гласных и согласных букв. Назовите согласные буквы. Сформулируйте тему урока.
Ученик. В слове мама два слога, две гласных и две согласных буквы. Это буква м. Она строчная. Значит, тема урока: «Строчная буква м». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Тему мы знаем. Теперь поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву м, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Штриховка изображения подснежника
V. Работа по написанию строчной буквы м в прописях
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы м;
2) письмо учащимися строчной буквы м мокрой кисточкой на доске;
3) письмо учащимися строчной буквы м в прописях по образцу и самостоятельно с последующей проверкой;
4) письмо буквосочетаний.
Учитель. Теперь мы напишем буквосочетания, а какие – вы определите сами, выделив их из слов. Первое буквосочетание является вторым слогом в слове маме. Назовите это буквосочетание. (Учащиеся называют и записывают буквосочетание ме.)
Учитель. Второе находится в слове материя. Это слог-слияние, в нем согласный твердый. Назовите это буквосочетание. (Учащиеся называют и записывают буквосочетание ма.)
Учитель. Третье буквосочетание вы найдете в слове мимоза. Это слог-слияние, в котором согласный мягкий. (Учащиеся называют и записывают буквосочетание ми.)
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
На доске записаны слова:
лимон, малина, маки, самовар, крем.
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Назовите слова, обозначающие предметы, которые подарили маме на Восьмое марта. В этих словах по четыре буквы и по четыре звука. (Учащиеся называют слова маки и крем. Обосновывают свой выбор. Записывают слова в тетради.)
VIII. Письмо предложения
На доске запись:
тепла, много, мамы, от, ласки.
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Из этих слов мы сейчас составим предложение. Каждое слово будем выбирать по какому-либо признаку. Первое слово – самое короткое. Во втором слове одинаковые согласные буквы. В третьем слове одинаковые гласные. В четвертом слове ударение падает на второй слог. Присоедините последнее слово и назовите предложение. (Учащиеся называют и записывают предложение От мамы много тепла, ласки.)
IX. Итог урока
Учитель. С чем вы познакомились на уроке и что бы вы хотели повторить на следующем уроке письма?
X. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007