Работа над новым материалом.
Для устных упражнений полезны задания вида: Дополнить число до ближайшего десятка. Например, дано число 56. Какое число дополнит его до 60?; 7 — это 4 и сколько? 8 — это 5 и сколько?; если надо прибавить 8, а мы прибавили 5, сколько еще осталось прибавить?
В качестве подготовки к рассмотрению нового материала так же необходимы упражнения вида: Вычислить удобным способом, заменяя два соседних слагаемых их суммой:
3 + 8 + 2 27 + 3 + 5
6 + 4 + 3 17 + 8 + 2
Образец записи: 3 + (8 + 2) = 3 + 10 = 13.
Вычислить 50 + 23. Как прибавляли 23? По частям, сначала прибавили 20, а потом 3. Далее учитель говорит: Рассмотрим новый случай сложения: 47 + 8. Здесь мы тоже будем второе слагаемое прибавлять по частям. К 47 нужно прибавить 8. Посмотрим, на какие числа удобно разложить 8. Сколько нужно прибавить к 47 до ближайшего десятка? (3) Разложим 8 на 3 и сколько? Получится выражение 47 + 3 + 5. Возьмем сумму 47 + 3 в скобки, это 50, 50 и 5, получится 55. Объяснение должно сопровождаться соответствующей демонстрацией, выполняемой с использованием классных счетов или брусков, на которых изображены десять кубиков, и отдельных кубиков.
Если кто-либо из детей предложит другой способ вычислений, руководствуясь правилом: единицы складываем с единицами (7 + 8), а потом полученную сумму прибавляем к 40, то не следует отвергать возможность такого решения, но указать, что рассмотренный выше прием легче для устных вычислений.
Далее рассмотреть пример 26 + 7 с использованием верхнего рисунка и записей учебника.
Выполняя упражнение 1, дети должны объяснить, на какие числа удобно разложить второе слагаемое, а затем записать решение этих примеров без каких-либо промежуточных записей, комментируя решение каждого примера устно так: 38 + 5, разложу 5 на 2 и 3, 38 + 2 = 40, 40 + 3 = 43. Записываю: 43. С таким же объяснением решить остальные примеры.
Устно разобрать упражнение 2 (I и II столбики), при этом сопоставить примеры каждой пары: В первом примере уже дополнили число до ближайшего десятка. Сколько еще надо прибавить, чтобы найти вторую сумму?
Работа над пройденным материалом.
1. Упражнение 4 разобрать у доски, на которой заранее приготовить следующую схематическую иллюстрацию.
Пусть дети покажут на этой схеме тот бензин, который был, и тот, который добавили. Важно, чтобы был сделан вывод: 35 л — это 20 л, которые были, и те, которые добавили. Необходимо подчеркнуть, что при решении задачи должны использоваться только те числа, которые содержатся в ее условии. Затем дети решают задачу. После этого необходимо проверить решение, особое внимание обратив на то, чтобы никто из детей не решил задачу сложением.
2. Упражнение 5 можно дать по вариантам (I вариант — первая строка, II вариант — вторая строка).
Для самостоятельной работы на уроке и дома предложить упражнение 2 (III столбик). Перед тем как дать примеры из IV и V столбиков, важно вспомнить прием перестановки слагаемых и показать, как он может быть использован для облегчения вычислений в этих примерах. Упражнение 3.