I. Мобилизующий этап
Учитель. Я сейчас прочитаю небольшое стихотворение. После каждого предложения сделаю небольшую паузу. Постарайтесь эти предложения запомнить. Первый вариант расскажет первое предложение. Второй – второе. Третий – третье.
Помощники весны
Леня с Петей,
Взяв лопаты,
Помогать пришли весне.
Разбивают лед ребята
И разбрасывают снег.
Посмотрел на них с укором
Снеговик из-под ведра:
– Этак мне придется скоро
Убираться со двора!
(Г. Ладонщиков)
(Учащиеся по вариантам рассказывают части стихотворения. Учитель при необходимости оказывает им помощь. Уточняется значение словосочетания смотрит с укором.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Назовите имя второго мальчика, укажите в нем первую букву. Скажите, какая она: заглавная или строчная в этом слове и почему. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Второго мальчика зовут Петя. (Учитель записывает слово Петя на доске.) В слове Петя первая буква П. Она заглавная, потому что это имя. Значит, тема урока: «Заглавная буква Я». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Учитывая тему, поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать заглавную букву Я, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Штриховка изображения снеговика
V. Работа в прописях по написанию заглавной буквы Я
1) ознакомление учащихся с написанием заглавной буквы Я;
2) письмо учащимися буквы Я в воздухе;
3) письмо учащимися буквы Я в прописи по образцу и самостоятельно с последующей проверкой;
4) письмо буквосочетаний: Пе По Пе пн По п
Учитель. Назовите буквосочетания, которые вы будете писать. Сформулируйте закономерность записи.
Ученик. В первом буквосочетании Я пишется со строчной гласной е. Во втором – заглавная буква со строчной гласной о. При повторном написании после первого буквосочетания пишется две строчных буквы и, после второго – одна. (Учитель указывает способы соединений букв. Учащиеся пишут буквосочетания с комментированием.)
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
|
На доске запись:
| ||
На доске запись:
|
Учитель. Рассмотрите запись. Прочитайте записанные в них слоги. Сформулируйте задание.
Ученик. Из этих слогов надо составить слова. Для этого надо объединить слоги, написанные в одинаковых фигурах.
Учитель. Назовите первое слово. Скажите, как вы его определили.
Ученик. Первое слово Полина. Чтобы его найти, надо было соединить слоги, записанные в карточках.
Учитель. Что обозначает слово Полина? Как оно пишется?
Ученик. Слово Полина – имя девочки. Оно пишется с заглавной буквы. (Учащиеся пишут слово Полина. Проводится аналогичная работа с остальными словами: Павел, Павловск.)
VIII. Письмо предложения
На доске запись:
СПРАВКА: Полина, Павел, Павловск.
Учитель. Составьте предложение в соответствии со схемой, используя слова из справки. (Учащиеся составляют и записывают с комментированием предложение: Полина посетила Псков, а Павел – Павловск.)
Учитель. Объедините слова из написанного предложения в пары по каким-либо признакам. (Например, Павел и Павловск – по количеству слогов и ударению; Павел и Полина – по количеству звонких согласных и т.д.)
IX. Итог урока
Учитель. Расскажите коротко о своей работе на уроке по порядку ее проведения.