Работа над новым материалом.
Сначала следует повторить изученные случаи вычитания из 11. Дети могут проверить друг друга. На одном из примеров полезно вспомнить оба приема вычитания. Затем повторить состав числа 12 в форме самостоятельного составления примеров на сложение с ответом 12.
Ознакомление с новыми случаями вычитания провести по учебнику. Вся работа строится так же, как и на предыдущем уроке (смотри указания к уроку 26).
Работа над пройденным материалом.
1. Игра «Цепочка примеров».
Первый пример называет учитель (7 + 3), а дальше дети сами составляют примеры, начиная свой пример с числа, которое является ответом предыдущего примера.
2. Решение примеров из упражнения 1 (I и II столбики) с устным объяснением. Учитель должен направить рассуждения детей так, чтобы они решили пример вторым способом (на основе знания состава числа 11). Если же они не помнят состава числа, то могут решить первым способом (вычитанием по частям). Если же для кого-то и это еще трудно, то в индивидуальной работе нужно решить пример с использованием наборного полотна.
3. Устное составление и решение задач (упражнение 4). Желательно, чтобы дети, кроме задач на нахождение остатка, составили задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на разностное сравнение. Сюжет задач может быть связан с поделками детей.
4. Увеличение числа на несколько единиц. Упражнение 5 выполнить под руководством учителя. Данные числа следует записать на доске, выяснить, какое действие нужно выполнить, а ученики под каждым данным числом должны записать число полученное. Если позволит время, можно сопоставить это упражнение с упражнением на предыдущей странице.
5. Вычерчивание отрезка (упражнение 6). Необходимо вспомнить все этапы работы (измерение данного отрезка, нахождение длины второго отрезка, вычерчивание его).
Для самостоятельной работы предложить упражнения 1 (III и IV столбики), 2 и 7.