I. Мобилизующий этап
Учитель. Я прочитаю небольшой текст. Будьте внимательны. Постарайтесь его запомнить.
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем очень много. Надя спросила:
– Бабушка, а тут что растет?
– Хлеб, внученька.
– Хлеб?!А булки где?
– И булки здесь, внученька.
– А баранки ?
– И баранки здесь.
– И пряники?
– И пряники здесь. Все здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья.
Хочет угадать: где тут …,……… ,…….. ,……..
(Я. Тайц)
Закончите текст. Скажите, что хочет угадать Надя. Назовите слова в том порядке, в котором они звучали во время моего чтения. (Слушаются ответы учащихся. Правильный вариант: Хочет угадать, где тут хлеб, где булки, где баранки, где пряники.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Назовите букву, которой обозначается звук [и] в слове пряники. Скажите, какая она в данных словах: заглавная или строчная. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Звук [и] в слове пряники обозначается буквой п. В этом слове она строчная. Значит, тема урока: «Строчная буква и». (Учитель пишет тему урока на доске.)
Учитель. Тему урока вы определили. Поставьте его цель.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву п, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Штриховка изображения колоска
V. Работа в прописях по написанию строчной буквы п
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы п;
2) письмо учащимися строчной буквы п на планшете;
3) письмо учащимися строчной буквы п в прописях по образцу и самостоятельно;
4) письмо буквосочетаний: па пи по паа пи поо
Учитель. Назовите буквосочетания, которые мы будем писать. Установите закономерность записи.
Ученик. В первом буквосочетании строчная п пишется со строчной гласной а. Во втором – строчная п пишется со строчной гласной и. В третьем – строчная буква п пишется со строчной гласной о. При повторе количество гласных в первом и третьем буквосочетаниях увеличивается на одну. (Учитель указывает способ соединений букв в буквосочетаниях. Учащиеся записывают буквосочетания с комментированием.)
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
На доске записаны слова:
полено, повар, плотник.
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Кто такой плотник?
Ученик. Плотник – это рабочий, который занимается обработкой лесных материалов. Строит из них дома.
Учитель. Что такое полено?
Ученик. Полено – это часть распиленного бревна, которую раскололи для топки.
Учитель. Слова полено, повар, плотник мы запишем следующим образом. Первыми запишем слова с одинаковым количеством слогов. Затем – оставшиеся. Какие слова запишем первыми?
Ученик. Первыми запишем слова повар и плотник. В них по два слога. (Учащиеся выполняют задание с комментированием. Далее записывают слово полено.)
VIII. Письмо предложения
На доске запись:
У, половник, пила, повар, плотник, У
Учитель. Прочитайте слова. Составьте из них два предложения с одинаковым количеством слов. (Учащиеся составляют предложения: У плотника пила. У повара половник.)
Учитель. Сначала запишем предложение, в котором первая и последняя буквы – гласные. (Учащиеся записывают с комментированием предложение Уплотни- ка пила. Далее – второе.) Проводится работа по нахождению проверяемых безударных гласных.
IX. Итог урока
Учитель. Расскажите, какая часть урока вам больше понравилась? Почему?
X. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007