Работа над новым материалом.
Для подготовки к решению новых примеров нужно вспомнить рассмотренные на предыдущих уроках приемы вычитания с переходом через десяток на примере 14 — 5. Первый прием лучше повторить с использованием демонстрационного наборного полотна, а второй — с записью решения на доске без использования наглядности.
Затем по табличке в учебнике дети повторяют состав числа 11 и объясняют решение примера 11 — 4, используя иллюстрацию и запись решения в учебнике. Образец объяснения: Из 11 нужно вычесть 4. Вычитаем 4 по частям: сначала вычтем 1, чтобы получилось 10. Мы вычли 1, нужно было вычесть 4. 4 — это 1 и 3. Значит, еще нужно вычесть 3. 10 минус 3 равно 7. Значит, из 11 вычесть 4, получится 7. Запись: 11 — 1 — 3 = 7. Этим же способом устно решаются еще два-три примера (11 — 2, 11— 8, 11— 6).
После этого разобрать решение примеров, записанных в рамке. При этом используется второй способ вычитания. Решение каждого столбика связать с рассмотрением соответствующего случая состава числа (по табличке в учебнике).
Например, при рассмотрении примеров I столбика сначала повторить состав числа: 11 — это 2 и сколько? (2 и 9) Если мы из 11 вычтем 2, сколько получится? (9) А если из 11 вычтем 9, сколько получится?
Оба рассмотренных примера записать с ответами на доске и в тетрадях (в столбик). Так же разобрать все остальные столбики. В результате на доске и в тетрадях будут записаны все случаи вычитания однозначного числа из 11 с переходом через десяток. Их полезно обвести рамкой и сказать детям, что эти примеры нужно запомнить.
Работу по запоминанию таблиц провести с использованием тех же приемов, что и для таблиц сложения (смотри указания к уроку 12).
Работа над пройденным материалом.
1. Составление и решение задач (упражнение 2). Разбирая задачу, полезно предложить детям нарисовать флажки (или кружки вместо флажков) и закрасить их в соответствии с условием задачи. Выбор действия обосновать устно, а запись решения дети выполняют самостоятельно.
Задачи упражнения 4 составляются устно. Желательно, чтобы дети составили задачи не только на нахождение суммы, но и на увеличение числа на несколько единиц. На этой и следующей -страницах учебника темы задач связаны с поделками детей. Поэтому можно предложить составить задачи о своих поделках.
2. Уменьшение числа на несколько единиц и работу над составом чисел (упражнения 5, 6) выполнить устно. Ответ дети могут показывать на карточках.
Для самостоятельной работы предложить упражнения 1, 7, 3. После решения задачи и обоснования выбора действия можно спросить, как изменить условие задачи, чтобы она решалась вычитанием.