Урок 25. Ознакомление с приемом вычитания, основанным на знании соответствующего случая табличного сложения.

4 1 Сложение и вычитание. Второй десяток.

Работа над новым материалом.

Новый прием заключается в том, что для решения примера на вычитание (например, 12 — 5) ученик должен вспомнить состав числа (12) или соответствующий пример из таблицы сложения. 12 — это 5 и 7, значит, 12 — 5 = 7 или 5 + 7 = 12, значит, 12 — 5 = 7.

В дальнейшем ученики могут использовать любой из приемов, рассмотренных на предыдущем и на данном уроках, а также и другие приемы. Например, 12 — 7, 10 — 7 = 3, 2 + 3 = 5). Но в итоге нужно стремиться к тому, чтобы основным стал прием, который вводится на этом уроке, так как он помогает быстрее найти результат и способствует закреплению знания таблицы сложения.

Для подготовки к изучению нового материала нужно повторить взаимосвязь между компонентами и результатом сложения, и поэтому можно предложить детям к данному примеру на сложение (например, 5 + 3) составить два примера на вычитание (8 — 5 = 3,8 — 3 = 5) и объяснить, как они составлены.

Важно повторить устно состав двузначных чисел из двух однозначных. Далее можно решить у доски пример 15 — 9 сначала способом вычитания по частям, затем другим способом.

В наборное полотно вставляются 15 квадратов, из них 9 зеленых и 6 синих. Учитель прикрывает листом бумаги синие квадраты и спрашивает: Как узнать, сколько синих квадратов, если нам известно, что всего 15 квадратов и что зеленых 9 квадратов? 15 — это 9 и 6. 15 — 9 = 6.

На доске запись:

15 — 9 =
15 = 9 + 6

Дети записывают ответ в примере 15 — 9 = 6. Аналогично разбирается решение примера 15 — 6. Затем проводится работа по учебнику: 13 — 6 и 13 — 7.

Решение каждого примера из упражнения 1 дети объясняют двумя способами.

Работа над пройденным материалом.

1. Игра-соревнование «Эстафета».

На доске записаны 3 столбика примеров. Над ними в середине еще один пример (9 + 8), около него прикреплен бумажный флажок.

             9 + 8
6 + 5      7 + 6      8 + 7
8 + 3      9 + 2      7 + 4
7 + 5      8 + 4      6 + 6
9 + 3      7 + 4      9 + 4

Класс нужно разделить на 3 команды. Для решения вызывать по одному ученику из каждой команды. Дети начинают решать примеры (каждый по одному), поднимаясь снизу вверх. Побеждает та команда, представитель которой раньше решит верно все примеры, записанные в столбик, и верхний пример. Команда-победитель получает флажок. Обязательным условием для победы является участие всех ребят. Они должны следить за отвечающим учениками у доски и вовремя замечать и исправлять допущенные игроком команды ошибки.

2. Составление и решение задач (упражнение 2). Дети могут составить по рисунку задачи не только на нахождение суммы и на разностное сравнение чисел, но и на нахождение слагаемого, например: На лужайке было 7 белых и черных коз. Из них белых 2. Сколько черных коз было на лужайке?

Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 3 и 4. После решения задачи спросить, какой вопрос был поставлен, и почему задача решалась сложением

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment