Работа над новым материалом.
Новый прием заключается в том, что для решения примера на вычитание (например, 12 — 5) ученик должен вспомнить состав числа (12) или соответствующий пример из таблицы сложения. 12 — это 5 и 7, значит, 12 — 5 = 7 или 5 + 7 = 12, значит, 12 — 5 = 7.
В дальнейшем ученики могут использовать любой из приемов, рассмотренных на предыдущем и на данном уроках, а также и другие приемы. Например, 12 — 7, 10 — 7 = 3, 2 + 3 = 5). Но в итоге нужно стремиться к тому, чтобы основным стал прием, который вводится на этом уроке, так как он помогает быстрее найти результат и способствует закреплению знания таблицы сложения.
Для подготовки к изучению нового материала нужно повторить взаимосвязь между компонентами и результатом сложения, и поэтому можно предложить детям к данному примеру на сложение (например, 5 + 3) составить два примера на вычитание (8 — 5 = 3,8 — 3 = 5) и объяснить, как они составлены.
Важно повторить устно состав двузначных чисел из двух однозначных. Далее можно решить у доски пример 15 — 9 сначала способом вычитания по частям, затем другим способом.
В наборное полотно вставляются 15 квадратов, из них 9 зеленых и 6 синих. Учитель прикрывает листом бумаги синие квадраты и спрашивает: Как узнать, сколько синих квадратов, если нам известно, что всего 15 квадратов и что зеленых 9 квадратов? 15 — это 9 и 6. 15 — 9 = 6.
На доске запись:
15 — 9 =
15 = 9 + 6
Дети записывают ответ в примере 15 — 9 = 6. Аналогично разбирается решение примера 15 — 6. Затем проводится работа по учебнику: 13 — 6 и 13 — 7.
Решение каждого примера из упражнения 1 дети объясняют двумя способами.
Работа над пройденным материалом.
1. Игра-соревнование «Эстафета».
На доске записаны 3 столбика примеров. Над ними в середине еще один пример (9 + 8), около него прикреплен бумажный флажок.
9 + 8
6 + 5 7 + 6 8 + 7
8 + 3 9 + 2 7 + 4
7 + 5 8 + 4 6 + 6
9 + 3 7 + 4 9 + 4
Класс нужно разделить на 3 команды. Для решения вызывать по одному ученику из каждой команды. Дети начинают решать примеры (каждый по одному), поднимаясь снизу вверх. Побеждает та команда, представитель которой раньше решит верно все примеры, записанные в столбик, и верхний пример. Команда-победитель получает флажок. Обязательным условием для победы является участие всех ребят. Они должны следить за отвечающим учениками у доски и вовремя замечать и исправлять допущенные игроком команды ошибки.
2. Составление и решение задач (упражнение 2). Дети могут составить по рисунку задачи не только на нахождение суммы и на разностное сравнение чисел, но и на нахождение слагаемого, например: На лужайке было 7 белых и черных коз. Из них белых 2. Сколько черных коз было на лужайке?
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 3 и 4. После решения задачи спросить, какой вопрос был поставлен, и почему задача решалась сложением