Урок 24. Ознакомление с приемом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток.

screenshot 20210925 121022 com.google.android.youtube 1 Сложение и вычитание. Второй десяток.

Работа над новым материалом.

На этом уроке учитель знакомит детей с общим приемом вычитания с переходом Через десяток — вычитанием по частям. Этот прием заключается в том, что из уменьшаемого сначала вычитают единицы, а из получившегося при этом десятка — оставшуюся часть вычитаемого.

Например, решая пример 14 — 6, рассуждаем так: Будем вычитать 6 по частям. Сначала вычтем из 14 число 4, чтобы получилось 10, а потом из 10 вычтем еще 2, так как 6 — это 4 и 2. 10 — 2 = 8. Значит, 14 — 6 = 8.

Для подготовки к ознакомлению с новым приемом следует повторить следующие вопросы.

1) Состав чисел первого десятка. «Угадайка» (смотри описание к уроку 3). Повторяется состав нескольких чисел, например 5 и 9. Выполняется упражнение 2.

2) Вычитание из 10. Игра «Молчанка» (рисунок ниже).

Игра Молчанка

3) Примеры вида 15 — 5, 18 — 8, 17 — 7. Учитель спрашивает, что интересного дети заметили при решении этих примеров. (Одинаковый ответ: 10) Полезно выяснить, почему при решении всех примеров получается 10. В каждом числе 1 десяток и несколько единиц; мы, не трогая десяток, вычитаем все единицы, значит, остается 1 десяток, или 10 единиц.

4) Примеры 15 — 5 — 2, 14 — 4 — 5. После решения каждого примера учитель спрашивает, сколько всего вычли из 15 (из 14).

Затем учитель говорит детям, что сегодня они будут учиться решать примеры на вычитание с переходом через десяток. Например, 12 — 5.

В наборное полотно учитель вставляет 12 квадратов (10 — в верхний ряд и 2 — в нижний) и говорит: Из 12 нужно вычесть 5 (записывает на доске 12 — 5 = ). Это легче сделать так: сначала вычесть 2, чтобы получилось 10 (снимает 2 квадрата в нижнем ряду и записывает во второй строке: 12 — 2). Мы вычли 2, а надо было вычесть 5 (показывает в записи). Сколько еще нужно вычесть? (5 — это 2 и 3). В записи добавляются стрелочки вниз от 5 к 2 и записывается 3. Значит, теперь надо 3 вычесть из 10 (снимает с полотна 3 квадрата и в записи ставит еще один знак «минус»). Теперь вычислим и запишем, сколько квадратов осталось (12 — 2 = 10, 10 — 3 = 7, записывает в верхней строке 7). На доске получилась запись:

Объяснение вычитания

После этого аналогичную работу выполнить с индивидуальными и наборными полотнами. Объяснить решение примера 16 — 7 (запись снова делается на доске учителем, но на этот раз под диктовку учащихся).

Далее по указанию учителя дети рассматривают левый рисунок из учебника и объясняют запись решения 11 — 7. Из 11 квадратов убрали (зачеркнули) сначала 1 квадрат, осталось 10 квадратов. Нужно убрать еще 6 квадратов, потому что 7 — это 1 и 6. Если из 10 квадратов убрать 6, останется 4 квадрата. Значит, из 11 вычесть 7, получится 4.

Затем дети рассматривают правый рисунок и дают аналогичные объяснения. Для первичного закрепления выполнить упражнение 1, давая устные пояснения. Из 14 нужно вычесть 9. Вычитаем по частям: сначала 4, чтобы получилось 10, и остается вычесть еще 5, так как 9 — это 4 и 5. Из 14 вычесть 4, получится 10, и из 10 вычесть 5, получится 5. Значит, из 14 вычесть 9, получится 5. Решение примера записывается так: 14 – 9 = 5.

Работа над пройденным материалом.

Выполнение упражнения 6.

Для самостоятельной работы можно предложить упражнение 3 (I и II столбики). Один пример первого столбика сначала разобрать с учителем: «Какое число нужно отнять от 17, чтобы получилось 10?» 17 — это 10 и 7. Чтобы получилось 10, нужно отнять 7. Вместо окошечка нужно написать 7. Дальше рассмотреть состав чисел 15, 14 из десятков и единиц и предложить детям решить примеры самостоятельно в тетради.

На этой и следующей страницах в задачах (упражнения 4, 5) речь идет об уходе за домашними животными. Полезно спросить детей, есть ли у них дома рыбки, птицы или другие животные, принимают ли сами дети участие в уходе за ними.

После решения задачи (упражнение 5) объяснить выбор действия.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment