Работа над новым материалом.
На этом уроке надо показать детям, что с помощью деления решают такие задачи, в которых несколько предметов раскладывают, раздают, делят поровну — по 2, по 3 и т. д. и находят, сколько раз в общем числе предметов содержится по 2, по 3 и т. д. таких предметов.
Учитель кладет на стол 8 открыток, а у детей на партах по 8 квадратов. Объяснение можно провести так:
Решим задачу: 8 открыток поместили в альбом, по 2 открытки на страницу. Сколько страниц заняли эти открытки? У меня на столе 8 открыток и альбом. Сережа будет раскладывать эти открытки, по 2 открытки на страницу, а остальные будут раскладывать на партах 8 квадратов, по 2 квадрата. Объясняй, Сережа. Возьму 2 открытки и положу их на первую страницу альбома. Беру еще 2 открытки и кладу их на вторую страницу. Учитель останавливает ученика и спрашивает: Сколько всего раз ты сможешь взять по 2 открытки? Покажи. Ученик показывает и отвечает: 4 раза.
Полезно, чтобы еще кто-либо из детей повторил, сколько раз в 8 открытках содержится по 2 открытки. Сколько же страниц будет занято в альбоме? 4 страницы. Учитель поясняет, что такие задачи решаются действием деления. Решение записывается так:
8 : 2 = 4.
Ответ: 4 страницы.
Две точки — знак деления. Запись читают так: 8 разделить на 2, получится 4. Повторите, как читают запись.
Для первичного закрепления ученики читают задачу на странице 146 и объясняют ее решение по схематическому рисунку, данному в учебнике.
После чтения упражнения 1 дети выполняют иллюстрацию: рисуют 12 кружков и, отделяя черточками по 3 кружка, выясняют, сколько раз в 12 кружках содержится по 3 кружка. После этого называют действие, которым решается задача, и дают ответ на ее вопрос: Сколько учеников получили кружки? 4. Решение записывают на доске и в тетрадях.
Работа над пройденным материалом.
Устные упражнения:
1) Решить примеры вида 3 • 8 — 7, 9 • 3 + 6, (15 — 6) • 2
2) Заполнить пустые клетки таблицы:
Уменьшаемое | 58 | 58 | 58 | 58 | 58 | 58 | 58 | 58 |
Вычитаемое | 50 | 40 | 10 | 9 | 8 | 7 | 3 | 0 |
Разность |
Эту таблицу надо записать на доске. Дети называют, что известно и что надо узнать, находят значения разности, а учитель записывает их в таблице, затем прослеживают, как изменяется разность, если уменьшаемое не изменяется, а вычитаемое уменьшается.
3) Решить задачу:
В параде участвовало 5 звеньев самолетов, по 3 самолета в звене. Сколько самолетов участвовало в параде?
Для самостоятельной работы предложить упражнения 2 — 4.