1. Повторение таблиц сложения и вычитания, свойств сложения. У доски два ученика составляют и решают по б примеров, один — с ответом 13, другой — с ответом 12. Фронтально с классом решается цепочка примеров: 6 + 7 — 8 + 4 — 6 + 8, 12 — 4 + 5 — 7 + 8 и др. При проверке работы учеников у доски дети дополняют их новыми примерами с тем же ответом. При этом повторяют прием перестановки слагаемых.
Далее открывают записанные на доске примеры:
14 + 8 + 2 7 + 3 + 18 17 + 6 + 4
Учитель дает задание: Решить примеры удобным способом, показать скобками, какие два соседних слагаемых удобно заменить их суммой. При этом повторяется правило порядка выполнения действий. Повторяя приемы перестановки слагаемых и замены двух соседних слагаемых их суммой, можно предложить детям самостоятельно объяснить решение записанных на доске примеров:
23 + 5 23 + 50 5 + 23 50 + 23
2. Решение задач. Учитель предлагает задачу: Первый класс изготовил к елке 10 игрушек, а второй — на 2 игрушки больше. Сколько всего игрушек сделали ребята этих двух классов? Задача записывается на доске кратко:
I — 10 игрушек.
II — ?, на 2 игрушки больше.
Сколько всего…?
Дети повторяют задачу по краткой записи и под руководством учителя составляют план ее решения. Решение и ответ на вопрос задачи записывают на доске и в тетрадях: 10 + (10 + 2) = 22. Ответ: 22 игрушки.
Для самостоятельной работы предложить решение задач после их краткой записи на доске:
1) В коробке было 6 красных шаров и 6 зеленых. На елку повесили 8 шаров. Сколько шаров осталось в коробке? Краткая запись:
Было — 6 шаров и 6 шаров.
Повесили — 8 шаров.
Осталось — ?
2) У Миши было 4 игрушечных машины. На Новый год ему подарили еще 2 маленькие машины и 1 большую. Сколько всего машин стало у Миши? Краткая запись:
Было — 4 машины.
Подарили — 2 машины. и 1 машину.
Всего стало — …?
Затем предложить составить 4 примера на сложение с ответом 44.