Тема. Предложение.
Цель. Повторение материала предыдущего занятия. Учить детей различать понятия «слово» и «предложение», правильно согласовывать в числе глагол с именем существительным.
Оборудование. Карточки со схемами слов и предложений. ,.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам придумать и назвать два слова, из которых первое обозначает предмет, второе — действие предмета, и составить предложение из этих слов. Составленные предложения оцениваются учениками.
II. Повторение материала предыдущего занятия.
Логопед дает задания:
1) Составьте предложение из двух слов так, чтобы первое слово обозначало предмет, а второе действие предмета. Каждое предложение изобразите графически. птица, лететь; звезда, падать; рыба, плавать; теплоход, гудеть; дождь, идти; дверь, скрипеть; ветер, дуть; листья, опадать; орлы, парить; кузнечик, стрекотать; бабочки, порхать; кукушка, куковать
2) Составьте предложение из двух слов так, чтобы первое слово обозначал о действие предмета, а второе — предмет. Каждое предложение изобразите графически. (Использовать лексический материал предыдущего задания.)
III. Дифференциация понятий «слово» — «предложение».
Логопед называет два слова пчела, жужжать и спрашивает учеников: Что я назвала? (Два слова или слова.)
Затем называет предложение Пчела жужжит.
– Что я назвал а? (Предложение.)
– Как вы догадались, что в первом случае я называла слова, а во втором — предложение? (В первом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором — слова подружились и стали жить в согласии )
IV. Работа со схемами слов и предложений.
На доске схемы двух слов, где первое слово обозначает предмет, второе — действие предмета.
Логопед.
– Что изображено на доске? (Схемы двух слов.)
– Что обозначает первое слово? Второе слово? (Предмет, действие).
– Что помогло вам правильно определить значение изображенных слов? (Их графическое изображение.)
Логопед на доске чертит схему предложения из двух слов и задает вопросы ученикам:
– Что изображено? (Предложение.)
– Как вы догадались, что эта схема обозначает предложение? (Начало предложения показано уголком, а конец предложения — точкой.)
– Что обозначают первое и второе слова в этом предложении? (Предмет, действие предмета.)
Логопед чертит вторую схему предложения и проводит аналогичную работу.
V. Дифференциация слов и предложений с опорой на схемы.
У учеников по три карточки. На первой изображены схемы двух слов, обозначающих предмет и действие предмета, на двух других схемы предложений, состоящих из двух слов, разных по. структуре.
Логопед . Прослушайте слова и предложения, поднимите соответствующую карточку.
Куры, клевать; Кипит молоко; Птицы улетают; Поезд, приближаться; Моросит дождь; Солнце светит; Тучи, надвигаться. Желтеть, листья; Конь скачет; Кружатся снежинки; Болеть, голова; Поднялась пыль.
VI. Составление предложений по схемам.
На доске схемы двух предложений, разных по структуре. Логопед предлагает ученикам придумать и назвать предложения, которые соответствуют данным схемам. Сказать, что обозначают первое и второе слова в предложении.
VII. Итог занятия.
Логопед . Что вы учились различать? Что помогло вам в составлении предложений? Что вам больше всего понравилось на занятии?