Работа над новым материалом.
Как и на предыдущем уроке, надо, используя различный демонстрационный счетный материал (счеты, палочки, карандаши, кубики, пуговицы, различные предметные картинки), упражнять детей в счете десятков, сравнении, сложении и вычитании десятков, сочетая счет десятков с присчитыванием по одному. Например: Сколько десятков пуговиц на одной картонке? (Рисунок на доске.) А на двух, на трех картонках? Сколько это отдельных пуговиц? (20, 30) Предложить задачи: 1) Сначала купили 3 десятка пуговиц, а потом еще 2 десятка. Сколько всего десятков пуговиц купили? Сколько это пуговиц? 2) Было 5 десятков пуговиц, 1 десяток пришили к наволочкам. Сколько десятков пуговиц осталось? 3) Первый покупатель купил 3 десятка пуговиц, а второй — два. Кто купил пуговиц больше и на сколько?
Для обработки умения можно использовать упражнение 1 и присчитывание по одной палочке к 30 и к 80 и получение чисел 40 и 90.
Работа над пройденным материалом.
1. Устное решение примеров вида а ± 1, а также примеров на табличное сложение и вычитание. Игра «Заселяем дома» (рассмотрение состава чисел от 11 до 18).
2. Решение задач (упражнение 3). После чтения и повторения задачи по вопросам: Что в задаче известно? Что сказано про второй бидон? Что нужно узнать?» — предложить детям самим решить задачу с записью в тетрадях.
3. Примеры II и IV столбиков из упражнения 4 можно решить под руководством учителя. (Вызванный ученик решает пример на доске, а остальные — самостоятельно в тетрадях с последующей проверкой.)
Для самостоятельной работы дать упражнение 4 (I и III столбики) полезно предложить детям сравнить эти примеры, указав, чем они похожи. Во всех этих примерах первое число 11, все они на вычитание, чем отличаются? В первом примере вычитают 7, во втором — 8, а в третьем — 9, и подумать над тем, какой следующий пример можно было бы записать в этом столбике (11 —10), решить его устно.
Упражнение 2 полезно разобрать. Важно, чтобы дети поняли, что постиранные Аней платки — это те, которые брат уже повесил, и те, которые он еще не повесил. Это облегчит выбор действия при решении задачи.