1. Закрепление умений читать, записывать и сравнивать числа. Учитель записывает на доске ряды чисел:
8, 9, …, 11, 12, 13, …, 15, …, …, …, …, 20.
21, 22, 23, …, 30, …, 35, …, 39, …, 42
— и предлагает задания вида: Прочитать числа, записанные в верхнем ряду, сравнить числа 13 и 12, 11 и 9, указать, на сколько одно из них больше или меньше другого. Подчеркнуть в этом ряду однозначные числа одной чертой, а двузначные — двумя; объяснить, почему эти числа так называются. Какие цифры используют в записи числа 11 (20). Назвать пропущенные в ряду числа. (То же для второго ряда чисел.)
2. Закрепление знаний соотношений между изученными единицами длины. На доске запись:
2 дм 3 см * 3 дм 35 см * 3 дм
6 дм 9 см * 9 дм 80 см * 8 дм
Детям предлагается вставить вместо звездочек знаки >, <, или =. При объяснении один-два раза использовать сантиметровую ленту и демонстрационный метр, разделенный на дециметры. На ленте показывается, например, 35 см, затем она накладывается на метр так, чтобы было видно, что 35 см больше, чем 3 дм.
3. Повторение таблиц сложения и вычитания, сложения и вычитания в пределах 100. Решение цепочек примеров: 100 — 30 + 20 — 60 + 40 + 9; 7 + 8 — 9 + 10 — 1 и др. Работа с «занимательными рамками» со страницы 93 учебника (рамка первая слева).
Учитель, нарисовав ее на доске, объясняет, что заполнять пустые клетки числами надо так, чтобы сумма трех чисел, расположенных вдоль каждой стороны рамки, равнялась числу, нарисованному в центре. При этом проводится рассуждение: Сложим два данных числа (например, 2 и 3), получится 5, а должно получиться 6. Сколько нужно прибавить к 5, чтобы получилось 6? Или по-другому: 6 — это 5 и сколько?
Игра «Угадай пример». «Какой пример на вычитание записан на карточке, если ответ 7? 4?» И т. п.
4. Закрепление умений записывать и вычислять значение выражений со скобками. Чтение и запись под диктовку учителя (на доске и в тетради) выражений вида: Сумма чисел 8 и 5, разность чисел 12 и 4, из суммы чисел 8 и 9 вычесть 7, к разности чисел 15 и 6 прибавить 2, из 18 вычесть сумму чисел 6 и 4, к 20 прибавить разность чисел 8 и 6. При проверке следует повторять правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками.
5. Составление и решение задач с использованием наборного сюжетного полотна из серии таблиц «Наблюдай, сравнивай, считай» авторов М. И. Моро, С. В. Степановой (для I класса четырехлетней начальной школы). Сначала вместе с учителем, а потом самостоятельно ученики составляют и решают несколько задач на нахождение суммы, остатка, на разностное сравнение чисел. Обязательно должны быть повторены также задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Решение двух-трех задач записать.
Для самостоятельной работы можно предложить составить и записать 8 примеров на сложение и вычитание двух чисел с ответом 14 и решить задачу, составленную самими учениками.