I. Мобилизующий этап
На доске запись:
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня…,
Зарычал: «Какой позор!»
(Г. Ладонщиков)
СПРАВКА: Мухтар, Трезор, Шарик.
Учитель. Познакомьтесь с еще одним стихотворением Г. Ладонщикова. Используя подходящее слово из справки, восстановите в стихотворных строчках пропущенное слово. (Учащиеся, советуясь друг с другом, выполняют задание. Читают восстановленные строки, в которых пропущено слово Трезор.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Назовите букву, с которой начинается слово Трезор. Скажите, какая она: заглавная или строчная и почему. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Слово Трезор начинается с буквы Т. Она заглавная, потому что Трезор – это кличка собаки. Клички собак пишутся с большой буквы. Значит, тема сегодняшнего урока: «Заглавная буква Г». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Тему урока вы определили. Поставьте его цель.
Ученик. Цель урока: учиться писать заглавную букву Т, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Штриховка изображения собаки
V. Работа в прописях по написанию заглавной буквы Т
1) ознакомление учащихся с написанием заглавной буквы Г;
2) письмо учащимися заглавной буквы Г мокрой кисточкой на доске;
3) письмо учащимися заглавной буквы Г по образцу и самостоятельно;
4) письмо буквосочетаний с заглавной буквой Т: ТаТк ТкТа …
Учитель. Расскажите, какие буквосочетания вы будете писать и в какой закономерности.
Ученик. В первом буквосочетании мы будем писать заглавную букву Г со строчной гласной а. Во втором буквосочетании мы напишем заглавную букву Г со строчной согласной к. При повторе буквосочетания меняются местами. (Учащиеся пишут буквосочетания с комментированием.)
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
На доске запись:
1) имя, страна, остров
СПРАВКА: Тунис, Тикси, Тит.
Учитель. Прочитайте записанные в строчку слова под цифрой 1 и слова в справке. (Учащиеся читают слова вслух.)
Учитель. Вместо слов в строке под цифрой 1 запишите подходящие по смыслу слова из справки. (Учащиеся обосновывают выбор каждого слова и записывают его с комментированием.)
VIII. Письмо предложения
На доске запись:
Здесь город.
СПРАВКА: Токио, тут.
Учитель. Прочитайте предложение и слова в справке. (Учащиеся читают слова вслух.) Сформулируйте задание.
Ученик. Каждое слово в предложении надо заменить на подходящее по смыслу из справки. (Учащиеся произносят и записывают предложение с комментированием: Тут Токио. Проводится небольшая беседа о Токио.)
IX. Итог урока
Учитель. Расскажите, какие знания вы получили на уроке.
X. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007