Работа над новым материалом.
Сначала повторяют случаи вида число + 5 (смотри указания к уроку 13).
Для подготовки к рассмотрению новых случаев сложения необходимо вспомнить состав числа 6 по табличке в учебнике. Затем разбирают новые случаи сложения. На этом уроке уже нет необходимости в применении наглядных пособий. Для объяснения дети используют иллюстрацию, данную в учебнике, и развернутую запись решения примеров (8 + 6, 7 + 6, 6 + 6). Объяснение дети дают сами. Объяснение к примерам с развернутой записью (8 + 6, 7 + 6, 6 + 6) можно дать еще более свернутым. Например, к примеру 8 + 6 объяснение будет следующим. К 8 прибавлю 2, получится 10, и к 10 прибавлю 4, получится 14. Поучается 8 + 6 = 14. После этого проводят работу над примерами в рамке (указания к уроку 12). При записи в тетради примеры лучше расположить в два столбика.
Работа над составом чисел. Для усвоения состава числа 11 следует использовать кружки, вставленные в наборное полотно (10 — в верхнем ряду и 1 — в нижнем). Важно рассмотреть все случаи, получающиеся при последовательном перекладывании по одному кружку из верхнего ряда в нижний ряд (10 и 1, 9 и 2 и так далее). Состав числа 11 можно рассматривать и перекладывая кружки мысленно, но если детям будет трудно, то тогда следует перейти к практическим действиям с кружками.
Затем провести работу по закреплению знания состава чисел 12, 13, 14 (упражнение 6).
Работа над пройденным материалом.
1. Устные упражнения.
1) Назвать «соседей» числа 15 (18, 12).
2) Увеличить следующие числа на 5: 1,3, 5, 6.
3) Уменьшить следующие числа на 4: 8, 10, 9, 14.
4) Сравнить верхнее число с записанным под ним и показать ответ с помощью карточки с цифрой. На доске запись:
7 6 5 8 12
4 3 0 7 10
5) Угадать пример, записанный на карточке, если известно, что это пример на сложение двух чисел и ответ равен 10.
2. Составление и устное решение задач (упражнение 2). Если дети составят задачи только одного вида (на нахождение остатка), можно предложить им составить задачу с вопросом «На сколько больше…» или задачу, в которой есть слово «меньше».
3. Составление примеров. По упражнению 5 может быть проведена игра-соревнование Кто составит больше примеров? Примеры могут составляться как на сложение, так и на вычитание.
Для самостоятельной работы предложить упражнения 1, 3, 4. При выполнении упражнения 3 дети составляют задачу коллективно. Решение записывают в тетрадь самостоятельно.
Под руководством учителя ученики дополняют вопрос задачи из упражнения 4. Нужно проследить за тем, чтобы он был таков: Сколько страниц в другой книге?», а не «Сколько страниц в двух книгах?