1. Закрепление понимания смысла действия умножения и знания переместительного свойства умножения.
Упражнение 1 ученики выполняют устно под руководством учителя: читают первое и второе выражения, сравнивают их, называют соответствующий знак и объясняют, почему надо поставить именно этот знак. Например: Множители во втором примере такие же, как в первом, только переставлены, значит, произведения равны, ставлю знак равенства. Ученики могут также вычислить результаты и сравнить их. Для второй пары выражений объяснение может быть дано так: Сравним 4 • 2 и 4 • 3. Первое произведение меньше, чем второе, так как здесь взяли по 4 только 2 раза, а во втором случае по 4 взяли 3 раза. Значит: 2 • 4 < 4 • 3.
2. После выполнения упражнения 2 полезно показать детям, что удобнее вычислять сложением те произведения, в которых второй множитель меньше первого; если же второй множитель будет больше первого, то их переставляют. Объяснение можно провести так: Прочитайте упражнение 2. Как получен второй пример из первого? Переставлены множители. Заменим эти произведения суммами и вычислим результаты:
3 • 7 = 21 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 21
7 • 3 = 21 7 + 7 + 7 = 21
Почему получились одинаковые результаты? Множители одинаковые, но во втором примере они переставлены. В каком примере легче было найти результат сложением? Во втором. Почему? Меньше слагаемых. Почему здесь меньше слагаемых? Меньше второй множитель. Да, если в произведении второй множитель больше, чем первый, как в примере 3 • 7, то при вычислении результата сложением лучше переставить множители.
Далее предложить детям выбрать из данных на доске примеров (4 • 8, 9 • 2, 4 • 6, 3 • 8) те, которые легче решить сложением, переставив множители, и решить эти примеры.
3. Для закрепления знания таблиц умножения включить примеры на умножение чисел 2 и 3 в устные упражнения.
Выполняя упражнение 6, дети должны сказать, что известно в каждом столбце таблицы и что надо узнать. Неизвестное число найти подбором или выполнить соответствующее действие.
Далее выслушать несколько задач, составленных по условию упражнения 3, и попросить составить задачу, которая решается так:
4 • 3 = 12.
4. В качестве подготовки к рассмотрению деления выполнить упражнение 5 (так же, как выполнено аналогичное упражнение 4 на уроке 12).
Для самостоятельной работы можно предложить решить задачу из упражнения 4, предварительно записав её кратко, и упражнения 7 и 8.
Уроки 15 и 16 надо посвятить закреплению знаний, умений и навыков по пройденному материалу.
Здесь можно использовать упражнения, которые не успели выполнить на предыдущих уроках, и те, что даны на странице 140 и 141. Начиная работу по странице 140, надо провести небольшую беседу о празднике 1 Мая. Затем пусть дети расскажут, что они видят на верхнем рисунке. После этого предложить составить задачу, которая решается так: 5 • 3, затем 2 • 3, 3 • 3. Выполняя упражнение 2, ученики должны составить и решить примеры на умножение двух (трех) таким образом, чтобы результат каждого следующего примера был меньше (убывал). Внизу на странице 140 и 141 учебника даны рисунки для проведения игры «Цепочка примеров». Ученики устно выполняют указанные действия, а окончательный результат показывают с помощью карточек с цифрами; выигрывает тот, кто быстрее всех покажет правильный результат. По верхнему рисунку на странице 141 можно провести игру «Кто быстрее?». Ученики должны найти пары шаров и записать соответствующие равенства. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание. Рисунок, данный на странице 141, для выполнения деления надо использовать позднее.
К данным урокам учитель может подобрать и другой материал по вопросам, которые менее усвоены. Большинство упражнений дети должны выполнить самостоятельно, а учителю необходимо усилить индивидуальную работу с учащимися.