Работа над новым материалом.
При ознакомлении с переместительным свойством умножения использовать рисунки учебника на странице 138.
Рассмотрите первый рисунок. Сколько кружков в первом (в верхнем) ряду? во втором ряду? в третьем ряду? Сколько кружков в трех рядах? Как узнали? 2 • 3 = 6. Прочитайте эту запись по учебнику. Сколько кружков в каждом столбике? Сколько красных? синих кружков? Сколько таких столбиков? Как узнать, сколько всего кружков? 3 • 2 = 6. Прочитайте эту запись по учебнику. Получилось тоже 6, потому что сосчитали одни и те же кружки, но по-разному. Сравните эти примеры. Чем они похожи? Оба на умножение, множители одинаковые и результаты одинаковые. Чем отличаются? Во втором примере множители переставлены. Да, множители переставлены, а результат такой же.
Аналогичную работу провести по второму и третьему рисункам учебника. Ученики каждый раз должны делать вывод, что множители переставили или поменяли местами, а произведение не изменилось, затем прочитать по учебнику общий вывод.
Для первичного закрепления надо выполнить упражнение 1 под руководством учителя:
Прочитайте первый пример I столбика, используя названия чисел при умножении. Первый множитель 4, второй — 5, произведение 20. Так же прочитайте второй пример этого столбика. Первый множитель 5, второй — 4, найти произведение. Сравните примеры и скажите, как можно найти результат второго примера, пользуясь первым. Во втором примере множители такие же, но переставлены, значит, получится то же произведение — 20.
Так же ведется работа со II столбиком примеров. Остальные примеры ученики решают самостоятельно, а при проверке объясняют, как находили результат.
Упражнение 2 читают и иллюстрируют: в клеточках тетради рисуют кружки —3 ряда по 5 кружков. Самостоятельно записывают решение умножением.
Работа над пройденным материалом.
1. Устное решение примеров на умножение двух и трех, на сложение и вычитание.
2. Составление и решение задач по различным заданиям учителя. Например: Составить задачу, для решения которой надо 3 умножить на 7.
Для самостоятельной работы предложить упражнения 3, 4 и 5. Учитель может выбрать различные приемы работы с примерами на сложение и вычитание, учитывая подготовленность учеников своего класса. Примеры, предназначенные для письменных вычислений, дети могут решить с подробным объяснением у доски под руководством учителя с комментированием, самостоятельно с последующей проверкой, сопровождающейся подробным объяснением, самостоятельно с последующей взаимопроверкой и т. д. Примеры, предназначенные для устных вычислений, учитель может использовать во фронтальной работе. Помимо устного решения таких примеров, дети могут выполнять запись ответов в форме арифметического диктанта или полностью записывать пример в строчку и находить результат.
3. Для подготовки к введению деления предложить задачу: 14 роз расставили в вазу, по 7 роз в каждую. Сколько потребовалось ваз? Ученики под руководством учителя раскладывают какие-либо предметы или же выполняют рисунок с точками и находят ответ с помощью счета.