Урок 10. Закрепить у учеников понятие о словах, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета

urok 10 zakrepit u uchenikov ponyatie o slovah oboznachayushhih predmet dejstvie predmeta priznak predmeta Коррекция устной и письменной речи

Тема. Слово.

Цель. Закрепить у учеников понятие о словах, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета.

Оборудование . Предметные картинки, изображающие самолет, птицу, солнце, собаку.

Ход занятия .

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать по три слова, которые обозначают предмет, действие и признак предмета. К каждому слову поставить вопрос.

II. Работа со словами, обозначающими предметы и действия.

Логопед задает задания:

1) Назовите действия, которые могут производить эти предметы. (Логопед указывает на картинки, изображающие самолет, птицу, солнце.)

Образец ответа: Самолёт летит, гудит. И т. д.

2) Назовите профессию людей по их действиям. строгает, пилит; варит, жарит; моет, чистит; месит, печет; учит, воспитывает; кроит, шьет

3) Игра «Кто больше подберет слов-предметов к словам-действиям?». (За каждое правильно названное слово ученики получают красные кружочки. Выигрывает тот, кто наберет больше кружочков.)

Летит … (стрела, самолет, парашют, пух, жук, стрекоза, бабочка).

Плывет … (пароход, лодка, рыба, пловец, бревно, щепка, утка).

Растет … (трава, ребенок, цветок, репа, рассада, саженец).

Поет … (соловей, певец, скрипка, жаворонок, хор).

Ползет … (червяк, уж, змея, улитка, человек, гусеница).

Пищит … (мышка, щенок, игрушка, комар).

Скрипит … (дверь, снег, сухое дерево, телега).

Хрустит … (снег, морковка, сахар, сухарь, огурец, капуста).

Методические указания. Логопед стремится, чтобы дети использовали как можно больше слов, данных в скобках.

4) Прослушайте и отгадайте загадки. На какие вопросы отвечают слова-отгадки?

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает (Замок.)

***

Стучит, гремит весь век,

А не человек. (Гром.)

III. Работа со словами-предметами и словами-признаками.

1) Назвать предмет по его признакам. Ответить на вопросы.

–            Прыгучая, пушистая, рыженькая … — Какая белочка?

–            Маленький, круглый, колючий … — Какой ежик?

–            Большой, старый, развесистый … — Какой дуб?

–            Красная, спелая, душистая … — Какая земляника?

–            Красная, пятиконечная … — Какая звезда?

–            Стройная, зеленая, колючая … — Какая елочка?

–            Детский, приключенческий, интересный … — Какой фильм?

–            Чистый, свежий, морозный … — Какой воздух?

–            Теплый, мелкий, моросящий … — Какой дождик?

2) Подобрать к слову, обозначающему предмет, подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки. Поставить вопрос к этим словам.

Образец : березка — белоствольная, кудрявая, русская, молодая — какая ?

Ветер … (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

Друг … (преданный, верный, надежный, большой, любимый).

Настроение … (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

Поведение … (хорошее, примерное, отличное).

Погода … (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

3) Отгадать загадки. Поставить вопрос к словам вафельное,

полосатое, гладкое, мохнатое. Что обозначают эти слова?

Вафельное, полосатое, гладкое, мохнатое. (Полотенце.)

Рыжий, красный, зверь опасный. (Огонь.)

4) Графический диктант.

Прослушать слова. Определить, что они обозначают. Записать их графически в три колонки. В первую — слова-предметы, во вторую — слова-действия, в третью — слова-признаки. платье, рубит, красивый, большой, рука, чистит, осторожный, брат, крыша, красит, летит, легкий, моросит, рыба, рыбачит, рыбный, ручная, приручает, рука, свет, светит, светлый, огораживает, огород, огородный, красит, краска, красивый, стирка, стирает, выстиранная

IV. Итог занятия.

Логопед предлагает ученикам рассказать, что им больше всего понравилось на занятии.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment