Работа над новым материалом.
Сложение в случаях вида 30 + 20, 60 — 20 можно рассмотреть с помощью наглядных пособий: пучков палочек, по 10 штук в каждом, полосок с 10 кружками и др. Предметы должны быть объединены в десятки, чтобы легче было представить десяток как новую счетную единицу. При этом сложение и вычитание сводится к сложению и вычитанию в пределах 10.
Наблюдая за демонстрацией учителя, ученики легко поймут, что, для того чтобы найти сумму 50 + 30, достаточно к 5 десяткам прибавить 3 десятка, получится 8 десятков, или 80. Для того чтобы найти разность 70 — 20, нужно из 7 десятков вычесть 2 десятка, получится 5 десятков, или 50, и т. д.
Следует решить с детьми несколько примеров с использованием наглядных пособий, затем рассмотреть объяснение, данное в учебнике.
После этого в порядке первичного закрепления можно перейти к решению примеров (упражнение 1, столбики I, II). Решают примеры дети самостоятельно, а при проверке дают устные пояснения. 60 + 10, к 6 десяткам прибавить 1 десяток, получится 7 десятков или 70. Запись: 60 + 10 = 70. Примеры III столбика решают устно под руководством учителя. К. сложению десятков сводится и упражнение 2. Работу провести устно. При ее выполнении повторить состав чисел первого десятка. Например, 60 к. — это 50 к. и 10 к. (6 д. — это 5 д. и 1 д.). Дети могут предлагать и такие решения: 60 = 20 + 20 + 20, 60 = 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 и т. п. Их тоже нужно одобрить.
Работа над пройденным материалом.
1. Закрепление знания нумерации. Предложить упражнения вида: Записать (назвать) число, которое идет при счете за данным числом, перед ним. Записать число, в котором 6 д. 7 ед. и т. п. Выразить число в виде суммы десятков и единиц». Полезно провести игру «Веселый счет», поместив на доске (или на плакате) вразброс числа от 76 до 89 (от 81 до 96 и т. п.).
2. Закрепление знания таблицы сложения и вычитания в пределах 20 (упражнение 1, IV столбик, устно).
3. Закрепление умения решать простые задачи. Учитель может предложить задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц в сопоставлении.
4. Геометрическое задание (упражнение 4) выполнить так. Дети измеряют длины отрезков, а затем решают задачу на разностное сравнение.
5. Первый столбик примеров, содержащих скобки (упражнение 5), разобрать устно. При этом должно быть повторено правило о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
6. Разбор составной задачи (упражнение 3) выполнить под руководством учителя. После чтения задачи нужно сделать на доске иллюстрацию условия, которая сопровождает разбор задачи. (Дети рисуют, например, 5 кругов, затем зачеркивают два из них одной черточкой, а затем еще один круг двумя черточками.)
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 3, 5.