Работа над новым материалом.
В порядке подготовки к рассмотрению нового материала следует повторить:
1) Десятичный состав двузначных чисел, включив в устные упражнения задания вида: 38 — это 3 десятка и сколько единиц? Сколько десятков и единиц в числе 73? в числе 70? 7 десятков и 0 единиц. Назови число, в котором 2 десятка и 3 единицы.
2) Сложение в случаях вида 37 + 40, 40 + 23, 37 + 2. Примеры можно записать на доске. Учитель показывает пример, дети устно решают его, дают ответ, кратко поясняя ход решения. Десятки прибавляют к десяткам, единицы прибавляют к единицам. Кроме того, при рассмотрении случаев вида 40 + 23 должно быть сказано, что число 23 прибавляют по частям: сначала 20, а потом еще 3.
После этой подготовки следует рассмотреть пример 24 + 32, аналогичный тому, который приведен в учебнике, с использованием предметного абака и с выполнением учителем на доске записи, раскрывающей ход рассуждений. Выяснить, сколько десятков и единиц в каждом из данных чисел. Первое слагаемое следует представить на верхней полочке предметного абака в виде либо реальных пучков палочек и отдельных палочек, либо в виде карточек, на которых изображены отдельные палочки и пучки-десятки палочек. Второе слагаемое иллюстрируется аналогично под ним. Учитель спрашивает: Сколько десятков и единиц во втором слагаемом? (3 десятка 2 единицы) — и показывает пучки и отдельные палочки. Под диктовку детей учитель выполняет запись: 24 + 32 = …
Будем прибавлять 32 по частям, сначала 30, 3 пучка ставит под десятками. Сколько еще надо прибавить?» (2) Учитель выставляет в абаке 2 отдельные палочки. Строкой ниже записывает: (24 + 30) + 2. Затем спрашивает: Чему равна сумма, записанная в скобках? (54) Прибавим еще 2. Сколько получится? 54 + 2 = 56. Возвращаясь к иллюстрации: Сколько десятков было в первом слагаемом? во втором слагаемом? Сколько десятков в полученной сумме? Сколько единиц было в первом слагаемом? во втором слагаемом? в полученной сумме? Жестом руки учитель показывает, что объединяются десятки и единицы. Сейчас я вам покажу, как удобнее записать эти примеры, чтобы сумму можно было найти гораздо легче.
Числа записывают одно под другим столбиком так, чтобы десятки были записаны под десятками, а единицы — под единицами. Показ проводится на том же примере с записью на доске. Слева от чисел ставится знак «+» и проводится черта под числами, ниже которой будет записываться сумма. Запомните: письменное сложение начинают с единиц. Скажите, сколько единиц в первом слагаемом? во втором слагаемом? Складываем единицы. Пишем 6 под единицами. Теперь так же складываем десятки: 2 д. + 3 д. = 5 д. Пишем 5 под десятками. Теперь нужно прочитать, чему равна сумма. Сумма равна 56.
При записи столбиком вычисления выполнить легче. Поэтому, если устно вычислить трудно, используют письменные приемы вычислений, а когда это легко — устные приемы вычислений.
После этого к доске прикрепляется плакат-памятка. Эта памятка должна помогать детям при выполнении письменного сложения:
1. Пишу…
2. Складываю единицы…
3. Складываю десятки…
4. Читаю ответ…
Учитель предлагает вызванному ученику, пользуясь этой памяткой, подробно объяснить решение примера из учебника 45 + 23.
После этого с комментированием разобрать решение примеров из упражнения 1 (первые два примера).
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 1 последние три примера, 2 и 3. При выполнении дети должны начертить оба отрезка и сравнить их, выразив 1 дециметр в сантиметрах.