Работа над новым материалом.
В качестве подготовки к рассмотрению нового материала полезно включить в устные упражнения решение примеров вида 4 + 4 + 4, 7 + 7 + 7 + 7 и т. п. Пусть дети вычислят суммы, установят, что слагаемые одинаковые, и сосчитают, сколько их. Наряду с такими примерами надо включить и суммы с различными слагаемыми. Сравнив суммы, дети заметят, что бывают суммы с одинаковыми слагаемыми и с разными.
Далее провести демонстрацию, сопровождая каждое действие вопросами к классу: «Я положила на верхнюю полочку наборного полотна по 3 кружка 4 раза. Сколько всего кружков я положила? Как узнали? 3 + 3 + 3 + 3 = 12.
Запишем эту сумму, записывает на доске. Какие слагаемые в этой сумме? Одинаковые. Сколько одинаковых слагаемых? 4. Этот пример на сложение одинаковых чисел можно заменить примером на умножение. Пример на умножение записывают так: 3 • 4 = 12. Точка — знак умножения. Число 3 показывает, какое брали слагаемое, а число 4 показывает, сколько взяли одинаковых слагаемых. Читают этот пример так: 3 умножить на 4, получится 12.
Дети читают запись и объясняют, что показывает каждое число в этой записи. Аналогичную работу следует провести с раздаточным счетным материалом. Иллюстрируется и объясняется пример 2 • 3 = 6.
После этого ученики читают задачу про тетради на с. 126, рассматривают рисунок и объясняют, что узнали, выполнив сложение одинаковых чисел, как заменили пример на сложение одинаковых чисел примером на умножение и то показывает в записи умножения каждое число.
Выполняя упражнение 1, ученики считают, сколько треугольников обведено каждой линией и сколько раз взято по 5 треугольников, объясняют, как узнали, сколько всего треугольников 5 + 5 + 5 = 15, устанавливают, что в сумме слагаемые одинаковые, их 3, затем рассказывают, как заменили пример на сложение примером на умножение.
В заключение надо спросить детей, в каких случаях можно заменять пример на сложение примером на умножение и что показывает в примере на умножение каждое число.
Работа над пройденным материалом.
1. Устное решение примеров из таблиц сложения и вычитания с переходом через десяток, частично использовать примеры из упражнения 5.
2. Решение задач. Устно решить задачу на разностное сравнение: В парке 45 лип и 30 кленов. На сколько меньше кленов, чем лип? После решения учитель предлагает изменить вопрос так, чтобы задача решалась сложением.
Решение составной задачи (упражнение 2) выполнить под руководством учителя. По ходу чтения и повторения текста полезно записать задачу кратко на доске и выполнить разбор:
Что надо узнать? Можно ли это узнать сразу? Почему? А это можно узнать сразу? Что узнаем сначала? Каким действием? Что узнаем потом? Каким действием?
Решение дети записывают самостоятельно, после чего выполняют проверку. Если кто-либо из детей решит задачу одним действием (12 — 4 = 8), надо объяснить, что в ответе не может получиться число 8, потому что только в первой аллее садовник подрезал 12 лип, да еще он подрезал во второй аллее, значит, в ответе должно получиться больше чем 12, а не меньше. Выясняется, что действием вычитания узнаем, сколько лип подрезал садовник во второй аллее, а после этого чтобы ответить на вопрос задачи, надо еще выполнить сложение: 12 + 8 = 20.
3. Решение примеров. Упражнение 4 (первые два примера) выполняет ученик у доски с подробным объяснением и записью. Остальные примеры из этого упражнения решить с подробным устным комментированием и записью столбиком в тетрадях.
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 5 с записью в строку и упражнение 3.