Урок 1. Дать понятие ученикам о предложении

dat ponyatie uchenikam o predlozhenii Коррекция устной и письменной речи

Тема. Предложение.

Цель. Дать понятие ученикам о предложении.

Оборудование . Сюжетные и предметные картинки, схема

Предложения, карточки с графическим изображением слов — предметов, действий, признаков.

Ход работы .

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам поднять карточку с графическим изображением названных слов и вперемешку называет слова, обозначающие предметы, действия и признаки предмета.

II. Работа с предложением.

Логопед называет предложение Девочка читает сказку, затем задает вопросы ученикам:

–            Вам понятно, что я сказала? (Понятно.) Про кого вы узнали? (Про девочку.)

–            Что вы узнали про девочку? (Девочка читает.)

–            Что она читает? (Сказку.)

Логопед называет три слова, не связанных между собой грамматически, например: мальчик, рисовать, кошка, затем выясняет, понятно ли им то, что она хотела сказать. (Не понятнд.) Тогда логопед говорит, что им было не понятно, так как она назвала три слова, между которыми не было согласия. Эти слова не составили предложение. Попробуем подружить эти слова.

Логопед произносит предложение Мальчик рисует кошку и задает вопросы учащимся:

–            О ком вы узнали? (О мальчике.)

–            Что вы узнали о мальчике? (Он рисует.)

–            Кого мальчик рисует? (Кошку.)

Логопед. Слова стали жить в согласии, получилось предложение. А теперь попробуйте сделать вывод. Когда получается предложение? (Предложение получается тогда, когда слова живут в согласии.)

III. Составление предложений.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки и составить по ним предложения из двух слов, поставить вопрос к каждому слову в предложениях и ответить на него.

Образец: Корова мычит. Кто? — Корова.— Что делает? — Мычит.

Графическое изображение предложения.

Разбирается предложение Корова мычит.

Логопед.

–            Что обозначает первое слово в этом предложении? (Предмет.)

–            Как мы изображали эти слова графически? (Одной прямой чертой.)

–            Что обозначает второе слово? Как его изобразим? (Действие, двумя черточками.)

Логопед на доске дает графическое изображение предложения, ученики — в тетрадях.

Логопед. Начало предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой.

Затем спрашивает:

–            Что обозначает уголок? (Начало предложения.)

–            Что обозначает точка? (Конец предложения.)

–            Как покажем начало предложения? (Уголком.)

–            Как покажем конец предложения? (Точкой.)

Логопед предлагает составить предложение из двух слов, отвечая на вопрос, и начертить схемы предложений в тетрадях. (Работа проверяется в ходе выполнения задания.)

Вопросы.

–            Кто учит?

–            Что идет?

–            Что делает врач?

–            Кто строит?

–            Что гремит?

–            Что делает певец?

–            Что шумит?

–            Что сверкает?

–            Что бурлит?

–            Что бушует?

–            Что делает повар?

–            Что делает охотник?

–            Что делает штукатур?

–            Что делает художник?

–            Кто шьет?

–            Кто метет?

–            Кто стрижет?

–            Кто пашет?

IV. Итог занятия

Логопед. Что нового вы узнали на занятии?

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment