Знание физических особенностей детей и построение учебно-воспитательного процесса с учётом этих особенностей обеспечивают хорошую успеваемость и дисциплинированность учащихся, а также создают благоприятные условия для физического развития и укрепления здоровья детей. Известны многочисленные случаи, когда успеваемость ребёнка со слабым зрением резко повышалась в результате того, что он был пересажен на первую парту, ближе к доске. Одновременно с этим было предотвращено чрезмерное напряжение зрения ученика во время занятий и обусловленное этим дальнейшее расстройство зрительного аппарата.
Внимательное отношение учителя к ученику, вернувшемуся в школу после перенесённого тяжёлого заболевания, даёт возможность последнему постепенно догнать опередивших его товарищей по классу без чрезмерного напряжения сил ещё неокрепшего организма.
При проведении учебно-воспитательной работы необходимо учитывать, что заторможённые и нервно возбудимые дети требуют индивидуального подхода.
Внимательное отношение должно быть и к учащимся, физически ослабленным, страдающим закрытыми формами туберкулёза, ревматикам. Эти дети часто болеют, пропускают уроки; подтягивание их под общий уровень должно происходить особенно осторожно, так, чтобы оно не отразилось на их ослабленном здоровье.
Нередко учащиеся с болезнью носоглотки отстают в учении и незаслуженно вследствие этого попадают в категорию неспособных и ленивых. Проведённое лечение носоглотки способствует повышению успеваемости этих учащихся.
Помня о необходимости учитывать в процессе работы с детьми особенности состояния здоровья отдельных учащихся, учитель должен:
1. Выяснить у врача состояние зрения и слуха учащихся своего класса и посадить тугоухих ближе к своему столу, слабо видящих — на первые парты, ближе к окну.
Путём разъяснительной работы добиться, чтобы учащиеся, которым прописаны очки, их носили.
Если детям со слабым зрением приходится заниматься при вечернем освещении, то необходимо усилить освещение их рабочих мест.
2. Всемерно облегчать учащимся с ослабленным организмом, перенёсшим острые заболевания, восприятие нового учебного материала путём дополнительных объяснений и оказания им индивидуальной помощи. Не перегружать их общественной работой или специальными заданиями.
Проводить с родителями разъяснительные беседы об исключительном значении для этих детей гигиенических условий в семье, чёткого распорядка дня, достаточного по времени сна, хорошего питания, более длительного пребывания на свежем воздухе.
3. Детей, страдающих частыми насморками, с затруднённым носовым дыханием, направить на осмотр и на лечение к врачу.
4. Детей, страдающих дефектами речи, направить к врачу-специалисту и получить от него указания о том, какими педагогическими приёмами можно добиться исправления наблюдающихся дефектов.
Разговаривать с детьми, страдающими дефектами речи, надо медленно и чётко, не торопить их с ответами, помогать им выговаривать особо трудные слова. Не допускать, чтобы учащиеся дразнили таких детей.
5. В отношении детей, легко возбудимых, избегать всего, что может вызвать у них повышенное возбуждение.
В отношении вялых детей применять дополнительные приёмы для возбуждения и поддержания их интереса в процессе обучения (специальные задания и т. п.).
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова