Тема. Слово.
Цель . Учить детей различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование . Картинки, изображающие предметы и предметы в действии, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действий.
Ход занятия .
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам вспомнить, что они делали на прошлом занятии.
II. Работа со словами, обозначающими предмет и действие.
Логопед выставляет на доске картинки, изображающие предметы в действии, просит детей поставить к картинкам вопросы кто это? что делает ? Например: Мальчик сидит. Кто это? (Мальчик.) Что делает ? (Сидит.) Затем логопед спрашивает, что обозначают первое и второе слова. (Предмет и действие.)
Аналогично ведется работа с другими картинками.
Логопед дает задания ученикам:
1) Назовите предмет по его действию, скажите, на какой вопрос отвечают эти слова, что они обозначают: мычит …, хрюкает …, мяукает …, лает …, ржет …, кудахчет шипит …, чирикает …, кукует …, квакает …, рычит …, курлыкает . . . .
2) Скажите, как кто передвигается: корова …, белка …, заяц …, змея …, человек …, лягушка … . |
3) Скажите, как кто подает голос: лягушка …, воробей …, свинья …, коза …, собака …, кошка …, лошадь … .
На какие вопросы отвечают названные вами слова? Что они обозначают?
III. Упражнения на развитие слухового внимания и памяти.
1) Из ряда слов назвать только те, которые обозначают предметы: свистит, соловей, крутит, идет, ручка, сумка, несет, лодка.
2) Из того же ряда слов назвать только те, которые обозначают действия.
IV. Итог занятия.
Логопед . Какие слова вы учились сегодня различать? На какие вопросы отвечают эти слова?