Изложенные задачи начального обучения осуществляются в преподавании русского языка, арифметики, истории, географии, е ст е с тв оз нан ия , пения и р и с о в ания . Кроме этих предметов, учебным планом предусматриваются в каждом классе специальные уроки физической подготовки.
История, география и естествознание как отдельные предметы преподаются лишь в 4 классе. В первых же трёх классах по этим предметам сообщаются только некоторые первоначальные сведения на уроках русского языка в связи с чтением соответствующих статей и рассказов.
В первых трёх классах из числа часов, отведённых на русский язык, выделяется по 2 часа в неделю на чисто писание . В 4 классе не предусмотрены отдельные уроки чистописания, но занятия по этому предмету систематически проводятся на уроках грамматики и правописания.
Русский язык в учебном плане первых четырёх классов школы занимает особое положение — он является центральным предметом. В 1 — 3 классах на него отводится больше половины учебного времени. В занятия по русскому языку входят: чтение, грамматика, правописание и развитие речи. При распределении учебного времени на эти разделы программы по русскому языку в первых трёх классах необходимо ежедневно отвести один урок на чтение. Это требование остаётся в силе и для 4 класса, с той только разницей, что из общего числа учебных часов на русский язык, на уроки чтения отводится только три часа в неделю. Но эти часы дополняются систематическим классным чтением учебника на уроках истории, географии и естествознания.
Сетка учебных часов
На грамматику, правописание и развитие речи отводится всё остальное время, положенное по учебному плану на преподавание русского языка, за исключением 1 класса, где два часа в неделю отводятся на чтение детской литературы, на экскурсии и на проведение наблюдений над природой и пр. Чтение, грамматика и правописание, развитие речи в процессе обучения тесно связываются между собой, поэтому отдельные уроки по каждому из этих разделов планом не предусматриваются, но в расписании целесообразно выделить и уроки чтения, и уроки грамматики и правописания, и уроки развития речи.
В 3 и 4 классах специальные уроки развития речи используются для упражнения детей в письме сочинений и изложений, не отрывая, однако, эти занятия от уроков грамматики и правописания. Таким образом, при правильном распределении учебного времени, предусмотренного планом на преподавание русского языка, учитель имеет возможность ежедневно заниматься с детьми чтением , грамматикой , право пис анием и развитием речи.
Накопление у учащихся первоначальных представлений и понятий о явлениях и предметах окружающего их мира предполагает не только чтение соответствующих статей и рассказов, но и непосредственные наблюдения детей, различного рода экскур сии , предметные уроки и практические раб оты . Время на этого рода занятия должно быть предусмотрено учителем и выделено из общего бюджета учебных часов, отведённых для каждого класса. В 1 классе эти занятия, как сказано выше, проводятся в специально отведённые для этого часы. Во 2 и 3 классах для этой цели также необходимо предусмотреть один-два часа в неделю из числа часов, отведённых на русский язык. В 4 классе экскурсии и различного рода практические занятия проводятся в часы, отведённые по учебному плану на преподавание естествознания, географии и истории (экскурсии проводятся главным образом в осенний и весенний периоды учебного года).
Из приведённой выше сетки учебного плана видно, что в 1 и 2 классах ежедневно проводится по 4 урока, в 3 классе один раз в неделю 5 уроков (желательно, чтобы это был второй или третий день недели), в 4 классе дети занимаются 3 дня в неделю по 4 часа и 3 дня по 5 часов. В расписании необходимо чередовать эти дни.
Продолжительность урока — 45 минут; продолжительность перемен — 1-й, 3-й и 4-й — 10 минут, 2-й (большой) — 30 минут.
В 1 классе в первом полугодии, если позволяют условия, целесообразно уменьшить продолжительность урока на 10 минут, соответственно увеличив продолжительность перемен. При всех условиях продолжительность четвёртых уроков в 1 классе не должна превышать 35 минут.
Преподавание всех указанных в учебном плане учебных предметов является обязательным, ни один предмет не может быть заменён другим. На каждый учебный предмет учитель обязан в своей практической учебной работе отвести обусловленное в учебном плане количество времени,
не уменьшая и не увеличивая его, строго руководствуясь указанными нормами недельных часов.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова