Советский учитель — это не только воспитатель подрастающего поколения, но и активный, непосредственный участник государственной и общественной жизни страны. Он служит своему народу не только тем, что обучает детей, но и тем, что проводит широкую общественную, культурнополитическую работу среди взрослого населения.
Долг учителя — передового гражданина страны социализма — требует от него высокой политической активности и повседневного участия в общественной жизни и работе.
Определяя задачи сельского учителя, М. И. Калинин указывал: «Надо, чтобы у крестьян было уважение к учителю, не только как к учителю, но и как к человеку. Имейте в виду, что это — политический вопрос. Это — глубоко политический вопрос. Если хотите, чтобы учительство заняло соответствующее ему положение, то проводите такую линию, чтобы учитель был беспристрастным, не боялся высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу. При решении крестьянских вопросов, разумеется, учитель может помочь, поскольку он гражданин данной местности, поскольку он участвует во всей её экономической и политической жизни.
Главным же образом учитель может помочь крестьянину в культурной области».
Сельский учитель — это не только советчик в колхозных делах, но прежде всего организатор культурной жизни, проводник социалистической культуры в колхозной деревне. Он должен повседневно проводить культурную работу среди взрослого населения, разъяснять трудящимся политику большевистской партии и Советского государства и быть активным борцом против пережитков капитализма в сознании людей.
Тесная связь учителя со своим народом, активное участие в общественной жизни и работе помогут поднять ещё выше почётное звание учителя и сделают ещё значительнее его роль в подготовке активных и сознательных строителей коммунизма.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова