Творительный падеж кем? чем?

Задание 1. Закончите предложения, отвечая на вопросы. Повторите предложения полностью.

–            Шьют (чем?) ..

–            Едят (чем?) …

–            Забивают (чем?

–            Копают (чем?)

–            Пилят (чем?) ..

–            Стучат (чем?) .

–            Метут (чем?) ..

–            Пишут (чем?) .

–            Рисуют (чем?) . . . .

–            Режут ( чем ? ) . . . .

–            Расчесываются (чем?)

–            Строгают (чем?) … .

–            Машут (чем?) … .

–            Смотрят (чем?) … .

–            Слушают (чем?) … .

–            Топают (чем?) … .

Задание 2. Закончите предложения, вставляя пропущенные слова, отвечающие на вопрос чем? Произнесите предложения полностью.

Сухую траву сгребают …. Суп едят . . . Пилот управляет … Огонь заливаю… Суп мешают… Котлеты едят . . . . Лук режут.. Траву косят … . Гвозди вытаскивают.. Тесто месят … . Машинист управляет…

Задание 3. Закончите предложения, отвечая на вопросы. Произнесите предложения полностью.

Мамы нет дома. Маша и Саша решили убрать комнату. Саша подмел пол (чем?) … . Маша стерла пыль влажной (чем?) . . . . Саша помыл посуду горячей (чем?) … . Маша вытерла ее чистым (чем?) … . Пришла мама. Она была довольна (кем?) … .

Задание 4. Закончите предложения, отвечая на вопросы. Произнесите предложения полностью.

–            Маляр красит (что? чем?)

–            Столяр строгает (что? чем?)

–            Рита рисует (что? чем?)

–            Зина режет (что? чем?)

–            Дворник подметает (что? чем?)

–            Лена машет (кому? чем?)

–            Папа грозит (кому? чем?)

–            Толя рисует (кому? чем?)

–            Врач смазывает (кому? что? чем?)

–            Бабушка вяжет (кому? что? чем?)

Задание 5. Подберите подходящие по смыслу слова к данным.

Образец : резать ножом, бритвой.

резать … , рисовать … , подметать … , стирать … , махать … , дорожить … , светить … , смазать … , стучать … , вытирать …

Задание 6. а)Измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос кем? или чем?

Образец : ножом, портфелем, пилой, ученицей.

Плащ, веник, забор, ведро, самолет, выключатель, корабль, море, муравей, трамвай, игла, чашка, рука, звезда, салфетка, свеча, буря, земля, шея, батарея

б) С выделенными словами составьте предложения

Задание 7.

а) Измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос кем? или чем?

Образец : Цыплята — цыплятами, туфли — туфлями.

цыплята, ножницы, лыжи, ворота, зубы, ручки, колокольчики, уши, ноги, ветки, листки, сапоги, страницы, книги, вилки, картины, камни, листья, деревья, крылья, обои, гуси, змеи, стаи, кости, семьи, автомобили, караси, дожди, тополя, ручьи, корни

б) Составьте предложения с выделенными словами.

Задание 8. Закончите предложения, отвечая на вопрос чем?

(Логопед читает первое предложение целиком, во втором предложении не договаривает последнее слово. Ученики дополняют предложение и произносят его целиком.)

Образец : Мальчик взял карандаш. Он рисует карандашом.

–            Маша взяла утюг. Она будет гладить платье . . . .

–            Дима взял пилу. Он будет пилить дрова . . . .

–            Соня взяла масло. Она намажет хлеб . . . . ,

–            Папа купил сыну велосипед. Сын доволен новым . . . .

–            Мама купила дочке куклу. Дочка довольна новой . . . .

–            Мама с Тоней отдыхали на море. Вечером OHJI любовались … .

–            Осенью журавли собираются в стаи. Они улетают на юг … .

–            Долго шли проливные дожди. Дороги размыты . . . .

–            Дул сильный ветер. Деревья поломаны сильным . . . .

Задание 9. Измените слова, данные в скобках, по смысл. Произнесите предложения целиком.

Папа работает (учитель), а мама (воспитательница) Тетя Вера работает (ткачиха), а дядя Боря (врач). Гвозди вытаскивают (клещи), а забивают (молоток). Мы едем в деревню (поезд), а дальше (машина). Мы шли сначала (лес), а потом (поле) Зимой луга покрыты (снег), а летом (трава). Раков ловят (руки), а рыбу (удочка). На доске пишут (мел), а в тетрадях (ручки) Яблоки и груши называют (фрукты), а капусту и кабачки называют (овощи)

Бабочку и кузнечика называют (насекомые), а ласточку и воробья Называют (птицы).

Задание 10. Составьте предложения из данных слов, правильно изменяя их по смыслу

Дорожки, посыпать, снег; улица, освещать, фонарь, крыша, крыть, железо; волосы, мыть, шампунь, трава, сгребать, грабли, трава, косить, косилка; пруд, затянуть, тонкий, лед, руки, мыть, туалетное, мыло; кусты, подрезать, садовые ножницы, дорожки, посыпать, мелкий, гравий; елку, наряжать, елочные, игрушки.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment