- Задание 1. Закончите предложения, отвечая на вопросы. Повторите предложения полностью.
- Задание 2. Закончите предложения, вставляя пропущенные слова, отвечающие на вопрос чем? Произнесите предложения полностью.
- Задание 3. Закончите предложения, отвечая на вопросы. Произнесите предложения полностью.
- Задание 4. Закончите предложения, отвечая на вопросы. Произнесите предложения полностью.
- Задание 5. Подберите подходящие по смыслу слова к данным.
- Задание 6. а)Измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос кем? или чем?
- Задание 7.
- Задание 8. Закончите предложения, отвечая на вопрос чем?
- Задание 9. Измените слова, данные в скобках, по смысл. Произнесите предложения целиком.
- Задание 10. Составьте предложения из данных слов, правильно изменяя их по смыслу
Задание 1. Закончите предложения, отвечая на вопросы. Повторите предложения полностью.
– Шьют (чем?) ..
– Едят (чем?) …
– Забивают (чем?
– Копают (чем?)
– Пилят (чем?) ..
– Стучат (чем?) .
– Метут (чем?) ..
– Пишут (чем?) .
– Рисуют (чем?) . . . .
– Режут ( чем ? ) . . . .
– Расчесываются (чем?)
– Строгают (чем?) … .
– Машут (чем?) … .
– Смотрят (чем?) … .
– Слушают (чем?) … .
– Топают (чем?) … .
Задание 2. Закончите предложения, вставляя пропущенные слова, отвечающие на вопрос чем? Произнесите предложения полностью.
Сухую траву сгребают …. Суп едят . . . Пилот управляет … Огонь заливаю… Суп мешают… Котлеты едят . . . . Лук режут.. Траву косят … . Гвозди вытаскивают.. Тесто месят … . Машинист управляет…
Задание 3. Закончите предложения, отвечая на вопросы. Произнесите предложения полностью.
Мамы нет дома. Маша и Саша решили убрать комнату. Саша подмел пол (чем?) … . Маша стерла пыль влажной (чем?) . . . . Саша помыл посуду горячей (чем?) … . Маша вытерла ее чистым (чем?) … . Пришла мама. Она была довольна (кем?) … .
Задание 4. Закончите предложения, отвечая на вопросы. Произнесите предложения полностью.
– Маляр красит (что? чем?)
– Столяр строгает (что? чем?)
– Рита рисует (что? чем?)
– Зина режет (что? чем?)
– Дворник подметает (что? чем?)
– Лена машет (кому? чем?)
– Папа грозит (кому? чем?)
– Толя рисует (кому? чем?)
– Врач смазывает (кому? что? чем?)
– Бабушка вяжет (кому? что? чем?)
Задание 5. Подберите подходящие по смыслу слова к данным.
Образец : резать ножом, бритвой.
резать … , рисовать … , подметать … , стирать … , махать … , дорожить … , светить … , смазать … , стучать … , вытирать …
Задание 6. а)Измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос кем? или чем?
Образец : ножом, портфелем, пилой, ученицей.
Плащ, веник, забор, ведро, самолет, выключатель, корабль, море, муравей, трамвай, игла, чашка, рука, звезда, салфетка, свеча, буря, земля, шея, батарея
б) С выделенными словами составьте предложения
Задание 7.
а) Измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос кем? или чем?
Образец : Цыплята — цыплятами, туфли — туфлями.
цыплята, ножницы, лыжи, ворота, зубы, ручки, колокольчики, уши, ноги, ветки, листки, сапоги, страницы, книги, вилки, картины, камни, листья, деревья, крылья, обои, гуси, змеи, стаи, кости, семьи, автомобили, караси, дожди, тополя, ручьи, корни
б) Составьте предложения с выделенными словами.
Задание 8. Закончите предложения, отвечая на вопрос чем?
(Логопед читает первое предложение целиком, во втором предложении не договаривает последнее слово. Ученики дополняют предложение и произносят его целиком.)
Образец : Мальчик взял карандаш. Он рисует карандашом.
– Маша взяла утюг. Она будет гладить платье . . . .
– Дима взял пилу. Он будет пилить дрова . . . .
– Соня взяла масло. Она намажет хлеб . . . . ,
– Папа купил сыну велосипед. Сын доволен новым . . . .
– Мама купила дочке куклу. Дочка довольна новой . . . .
– Мама с Тоней отдыхали на море. Вечером OHJI любовались … .
– Осенью журавли собираются в стаи. Они улетают на юг … .
– Долго шли проливные дожди. Дороги размыты . . . .
– Дул сильный ветер. Деревья поломаны сильным . . . .
Задание 9. Измените слова, данные в скобках, по смысл. Произнесите предложения целиком.
Папа работает (учитель), а мама (воспитательница) Тетя Вера работает (ткачиха), а дядя Боря (врач). Гвозди вытаскивают (клещи), а забивают (молоток). Мы едем в деревню (поезд), а дальше (машина). Мы шли сначала (лес), а потом (поле) Зимой луга покрыты (снег), а летом (трава). Раков ловят (руки), а рыбу (удочка). На доске пишут (мел), а в тетрадях (ручки) Яблоки и груши называют (фрукты), а капусту и кабачки называют (овощи)
Бабочку и кузнечика называют (насекомые), а ласточку и воробья Называют (птицы).
Задание 10. Составьте предложения из данных слов, правильно изменяя их по смыслу
Дорожки, посыпать, снег; улица, освещать, фонарь, крыша, крыть, железо; волосы, мыть, шампунь, трава, сгребать, грабли, трава, косить, косилка; пруд, затянуть, тонкий, лед, руки, мыть, туалетное, мыло; кусты, подрезать, садовые ножницы, дорожки, посыпать, мелкий, гравий; елку, наряжать, елочные, игрушки.