Туристические походы в начальной школе

turisticheskie pohody v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

Туристические походы — одна из наиболее эффективных форм непосредственного общения детей с окружающим их миром.

Туристические походы дополняют и углубляют учебную экскурсионную работу школы. Они способствуют расширению и углублению представлений детей о родной природе, о трудовой деятельности людей, о настоящем и прошлом своей родины. Туристические походы раздвигают рамки первоначального ознакомления детей с родным краем: они выводят их из родной деревни в свой район, из города в ближайшие окрестности.

Путешествуя по родному краю, наблюдая его природные богатства и трудовые подвиги советских людей, дети проникаются чувством гордости за любимую родину, за своих отцов и старших братьев, в них растут и крепнут чувства советского патриотизма и национальной гордости.

Походы с целью изучения родного края надо сначала совершать в ближайшие окрестности и наиболее интересные места. Пусть дети не раз бывали в лесу, на лугах, на речке, но в походе, под руководством учителя они могут увидеть много нового и интересного, чего раньше не замечали. В лесу дети научатся различать породы деревьев и кустарников, сравнивая между собой их листья, кору, цветы, плоды; встретят обитателей леса, его врагов и друзей; в беседах, на конкретных примерах, учитель пополнит знания детей о жизни леса, о его флоре и фауне, о пользе леса.

Путешествуя вдоль речки, от истока до устья, дети увидят результаты работы воды: как она подмывает берег, разрушает его и обнажает слои песка, глины, известняка, перекатывает по дну камешки, обтачивая их в круглые гальки. Они познакомятся с прибрежными и водными растениями и животными. Увидят, как живут беззубки, из перламутровых створок которых изготовляются красивые пуговицы. Соберут образцы гибких ив, которые используются для плетения корзин. Встретив рыбака, расспросят его, какая рыба водится в их речке, когда и как её ловят; зайдут по пути и на мельницу или на электростанцию, осмотрят, как они устроены, как работают. Если дети дойдут до устья, то увидят, как речка впадает в другую реку, образует отмели, косу или дельту.

В ближайшем колхозе дети смогут осмотреть молочную ферму, птичник или свинарник. Увидят, как кормят домашних животных, как устроены для них кормушки, как разводят цыплят, как ухаживают за поросятами. Доярка, птичница или свинарка охотно расскажут детям о своих достижениях,

В беседе с учителем дети сравнивают то, что увидели и услышали, с тем, что они знают о хозяйстве своего колхоза.

Для того чтобы расширить и углубить конкретные представления детей о временах года, надо приурочить несколько походов к каким-нибудь интересным сезонным явлениям. Например, весной, во время ледохода, построить маршрут так, чтобы пройти вдоль берегов своей речки, наблюдая за движением льда, затем отправиться в поле, попутно обратив внимание на состояние дорог. В поле — найти проталины и поискать на них молодые яркомалиновые ростки конского щавеля или цветочные почки мать-и-мачехи. В лесу обратить внимание на состояние почек у осины, орешника, ольхи и черёмухи.

Осенью, когда деревья разукрашены пурпурными и золотыми красками, дети соберут в лесу разноцветные осенние листья, найдут созревшие орехи, жёлуди и другие плоды и ягоды. Разрывая опавшие листья, отдирая гнилую кору от старых пней, дети отыщут спрятавшихся там и заснувших на зиму насекомых, пауков и многоножек.

Как только ляжет прочный снеговой покров, в поход можно идти на лыжах. С помощью лыжной палки, размеченной на сантиметры, дети повсюду измеряют глубину снежного покрова: под ёлками он меньше, в овраге больше, на склонах холмов его совсем нет. В беседе с учителем дети узнают, какое значение имеет глубина снежного покрова для урожая, какие меры предпринимаются для снегозадержания. В лесу дети научатся различать деревья по характеру их ветвления, по цвету коры, по форме почек, по их вкусу и запаху. Они встретят там стайки проворных синиц и медлительных краснозобых снегирей. На снегу дети увидят следы зверей и птиц и поупражняются в их распознавании.

Постепенно радиус изучаемых детьми окрестностей своей школы увеличится. Отправляясь в походы на целый день, иногда и на два дня, можно охватить значительно большее количество интересных и очень разнообразных по тематике объектов. Например, внимание детей можно остановить на колхозном поле — на его общем виде, на сельскохозяйственных культурах, которые на нём возделываются, на их назначении, на технике обработки поля, на применении машин, повышении урожайности и пр.

Интересным объектом изучения может быть большое село, в частности его центр: двухэтажные дома с каменным фундаментом, с балконом; их назначение прежде (лавка, трактир), использование теперь (сельский совет, кооператив, изба-читальня); старые избы и их вид; новостройки; разные украшения на избах; колхозные постройки; следы пожаров — последствия войны и оккупации.

Кустарные промыслы села (корзинщики, кружевницы и пр.) — наблюдение производственного процесса; история возникновения промысла по рассказам старых кустарей; использование продукции и условия труда прежде и теперь.

Памятники старины также могут быть предметом изучения во время походов. Дети с интересом осматривают старинные крепостные стены, рвы и валы, архитектурные особенности сооружений, предназначенных для защиты от врагов: узкие окна бойниц, толстые стены, сторожевые башни; использование холмов, оврагов и ручьёв для придания большей недоступности укреплению.

С большим увлечением дети совершают походы на железнодорожные станции и речные пристани. На железнодорожной станции они знакомятся с назначением главных железнодорожных сооружений, в доступных формах они получают разъяснения об организации движения поездов, осматривают паровоз и вагоны.

С берега реки дети наблюдают за жизнью пристани; за способом передвижения по реке: парохода, баржи, плота, лодки; знакомятся с береговыми и пловучими знаками, отмечающими фарватер, осматривают пристань и пароход.

Во всех походах учитель должен привлекать внимание детей к родной природе с её богатствами, показывать им огромный созидательный труд советских людей и возбуждать у детей желание хорошо учиться, больше знать, чтобы потом самим работать на благо родного края.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment