Труд — источник всех материальных и культурных ценностей, созданных человечеством. Без труда невозможно развитие общества. Но в условиях капитализма господствующие классы освобождены от труда, они ведут паразитический образ жизни, присваивая результаты труда рабочих и крестьян. Тяжёлый, изнурительный труд угнетённых масс, доставляя несметные богатства капиталистам и помещикам, не обеспечивает трудящимся удовлетворения самых необходимых потребностей. Подневольный труд является для них суровой необходимостью. В нашей социалистической стране труд превратился «из зазорного и тяжёлого бремени, каким он считался раньше, в дело че сти , в дело слав ы , в дело до бле сти и гер о йс тв а» (Сталин ). Он является священной обязанностью каждого гражданина СССР. Право на труд обеспечено основным законом страны — Сталинской Конституцией. Свободный труд граждан СССР является источником экономического и культурного роста нашей страны, её могущества, дальнейшего улучшения материального благосостояния советского народа.
С огромным патриотическим подъёмом трудятся рабочие, крестьяне, советская интеллигенция в послевоенный период, быстро залечивая раны, нанесённые стране войной, и двигая вперёд хозяйство и культуру родины по пути к коммунизму. Изменению взглядов людей на труд и воспитанию социалистического отношения к труду способствует авторитет и уважение к трудовой деятельности, которые созданы в нашей стране.
Одной из важных задач нашей школы и является воспитание у детей социалистического отношения к труду и некоторая подготовка их к практической деятельности как будущих граждан СССР — сознательных строителей коммунистического общества.
Труд является вместе с этим и важным орудием воспитания коммунистической нравственности. В труде воспитываются такие черты личности советского человека, как трудолюбие, дисциплинированность, стремление к товарищеской взаимопомощи, социалистическое отношение к общественной собственности, настойчивость в преодолении трудностей и т. п.
Оценивая нравственное значение труда, А. С. Макаренко писал: «…в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, т. е. воспитывается правильное отношение к другим людям, это уже будет нравственная подготовка… Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям, — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».
А. С. Макаренко указывал на необходимость учить детей творческому труду, который возможен «только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта».
труд является источником всех материальных и культурных ценностей, создаваемых человеком; без труда невозможна жизнь людей;
в капиталистических странах труд — тяжёлая повинность трудящихся; результаты их труда присваиваются капиталистами и помещиками;
в СССР — труд первая и важнейшая обязанность каждого: в нашей стране все должны трудиться;
у нас люди работают на себя, на своё социалистическое государство; кто больше и лучше работает, тот больше и получает за свой труд;
лучшие люди труда окружены уважением и почётом; в школе, пионерском отряде дети должны готовить себя к труду на пользу родине;
ученье — главный труд школьника; учиться с напряжением всех сил и способностей — долг и обязанность советских детей перед родиной, народом, государством;
учащийся советской школы принимает участие в домашнем труде, помогая своим родным по хозяйству, уходу за младшими братьями и сёстрами;
посильным общественно-полезным трудом дети вносят свою долю в общенародное дело — строительство коммунизма.
Придавая большое значение разъяснению детям роли труда в нашей стране, их обязанности хорошо учиться, необходимо подчеркнуть решающую роль в трудовом воспитании конкретной трудовой деятельности учащихся. Только в разнообразном творческом труде воспитываются интерес ребёнка к труду, привычка к деятельности и трудовым усилиям, а также необходимые трудовые навыки. Не организуя непосредственной деятельности детей в школе и вне её, нельзя воспитать социалистического отношения к умственному и физическому труду.
Младших школьников увлекают различные коллективные игры. В играх дети часто подражают трудовым процессам. С игрой нередко связаны подготовка и обработка различного рода строительного материала, изготовление необходимого инвентаря и пр.
Задача учителя состоит в том, чтобы стимулировать игровую деятельность детей, наблюдать, чтобы трудовые усилия их в игре были посильными, наполнять игры детей таким содержанием, которое, будучи интересным, имело бы воспитательное значение.
Эта задача решается путём создания у детей интереса к знаниям, правильной организацией учебных занятий, настойчивым приучением детей к различным видам учебного труда, внимательному слушанию объяснений учителя, выполнению упражнений и других самостоятельных работ, регулярному выполнению домашних заданий и т. п.
Воспитание у детей любви к труду, умения преодолевать трудности, возникающие при выполнении учебных заданий, требует от учителя внимательной и настойчивой работы с классным коллективом и каждым учащимся, применения разнообразных методов и приёмов воздействия на детей. Приведём пример из опыта одной ленинградской учительницы.
Учащиеся начальной школы охотно учат стихотворения. Нередки случаи, когда учитель дает задание читать стихотворение выразительно по книге, а дети по собственной инициативе выучат его наизусть. В связи с ленинскими днями учительница задала первоклассникам выучить стихотворение «Счастливое детство». Тут получилась обратная картина. Вызванные отвечать, говорили: «Можно, я не наизусть скажу, а прочитаю?» — «А почему ты не выучил наизусть?» — «Оно трудное».
Действительно, в стихотворении много слов, трудных для усвоения учениками 1 класса. Но нашлись всё же дети, которые выучили стихотворение наизусть. Учительница перед классом их похвалила: «Вот это молодцы, это настоящие октябрята! Они не испугались трудности, они выучили».
На другой день многие дети заявили учительнице, что они теперь тоже знают это стихотворение наизусть. Пришлось их спросить и похвалить.
В данном случае похвала и указание на необходимость преодолевать трудности сыграли свою положительную роль .
Для воспитания прилежания у детей следует использовать установленную в школе систему оценки успеваемости учащихся. Надо разъяснять детям, что балл, отметка, есть форма оценки знаний ученика. В высоком качестве ученья заинтересован не только он сам, но и весь детский коллектив класса, школы, его родители, заинтересовано Советское государство, весь народ. Поощряя успехи детей, в необходимых случаях учитель должен воспользоваться правом принуждения нерадивого ученика учиться прилежно: он может снизить отметку по прилежанию, оставить ученика в школе для выполнения несделанного домашнего задания, лишить его права участия в работе кружка до восполнения пробелов в успеваемости и т. п.
В учебном плане нашей школы не предусматриваются специальные уроки по труду. Однако школа имеет возможность организовать занятия детей физическим трудом во внеучебное время. В начальной школе могут проводиться простейшие работы по изготовлению изделий (игрушек для детского сада, простейших учебных пособий и т. д.) из бумаги и картона, фанеры, проволоки, дерева, а также работы по уходу за растениями и животными в уголке природы.
Организуя детский труд в различных видах и формах, не следует забывать о соблюдении общих педагогических требований.
Детям должна быть ясна цель их труда, его общественное значение.
В связи с историческим постановлением партии и правительства о плане полезащитных лесонасаждений школы нашей страны организовали большую общественно-полезную работу, в которой принимают участие миллионы школьников: они собирают семена для посадки леса, принимают участие в древонасаждении, в уходе за посадками, в охране леса и т. п.
Благородная цель — борьба с засухой, преобразование природы в интересах нашей родины, захватила не только учащихся старших классов, но и младших школьников.
А. С. Макаренко говорил: «Если мы будем поручать мальчику или девочке всегда одно и то же дело, одну и ту же физическую работу, требующую от него только расхода мускульной энергии, — воспитательное значение труда будет весьма ограничено, хотя и нельзя сказать, что такой труд совершенно бесполезен. Ребёнок будет приучаться к трудовому усилию, будет принимать участие в общественном труде, будет нравственно воспитываться в трудовом равенстве с другими людьми, но всё же это не будет настоящее трудовое стахановское воспитание, если мы не прибавим к трудовому упражнению интересных организационных задач» .
В процессе труда у детей воспитываются организационные трудовые навыки, находчивость, распорядительность, расчётливость, смётка, инициативность и изобретательность в работе.
Учитель ставит перед детьми конкретную трудовую задачу и даёт общее направление к её осуществлению. Учащимся предоставляется возможность отнестись к этому заданию творчески, с инициативой. Естественно, что в младших классах указания учителя о порядке выполнения работы (или поручения) должны быть очень конкретными и подробными. Но чем старше дети, тем большая доля самостоятельности должна характеризовать их труд. Труд даёт возможность применять на практике знания, полученные детьми в процессе обучения, а также обогащает учащихся новыми сведениями и навыками и помогает лучше познать природу.
При подборе содержания и методов трудовых внешкольных занятий детей учителю следует иметь в виду прежде всего воспитательно-образовательную ценность той или другой работы детей.
В воспитательном отношении очень важно сочетать индивидуальные и коллективные формы труда детей. Каждый школьник должен уметь самостоятельно выполнять порученную конкретную работу и вместе с тем принять организованное участие в общем труде. Учителю следует позаботиться о том, чтобы младшие школьники постепенно приучались быть не только исполнителями, но и организаторами труда: умели наметить план выполнения работы, распределить её между группой учащихся, разъяснить каждому характер задания и возможные способы его осуществления, проконтролировать работу, оценить качество выполнения и т. п.
Школа обязана приучить детей выполнять любую необходимую работу, даже в том случае, если она не представляет для них непосредственного интереса, добиваясь того, чтобы дети в своём отношении к труду руководствовались пониманием его общественного значения.
Понятно, что сознательное отношение к труду возникает у детей не сразу — для этого требуется длительная воспитательная работа. Однако мысль о том, что нужно добросовестно и хорошо выполнять всякую работу, надо внушать детям с первых же дней школьного обучения.
Существенное воспитательное значение имеет проведение общественной отчётности школы перед населением: организация выставок по итогам года, выставок детского творчества, труда детей на пришкольном участке, в колхозе, на общественных огородах и т. п.
Общественное признание достижений и успехов школы и учащихся в учении и общественной работе вызовет у детей чувство гордости за свой труд и желание дальнейшей деятельности.
Воспитание социалистического отношения к труду неразрывно связано с выработкой у детей социалистического отношения к общественной и личной собственности. Приучая детей ценить труд человека, школа вместе с тем прививает им уважение к результатам труда.
На уроках объяснительного чтения по истории, на внеклассных занятиях в доступной форме, на конкретных примерах доводится до сознания детей разница между частной, капиталистической собственностью и общественной, социалистической собственностью. В этом отношении очень полезно прочитать и разъяснить учащимся известное письмо Н. К. Крупской к пионерам: «Моё и наше» .
В этом письме Н. К. Крупская, отправляясь от конкретного факта небрежного отношения одного мальчика к библиотечной книге, в исключительно живой и образной форме показывает детям сущность социалистической собственности и выясняет необходимость бережного отношения к общественному имуществу.
Учащиеся начальной школы должны знать о героическом поступке пионера Павлика Морозова, разоблачившего своего отца — расхитителя общественной собственности — и погибшего от руки кулацких наймитов.
Воспитание социалистического отношения к общественной собственности должно быть действ енным , т. е. должно находить выражение в повседневном поведении детей: в бережном отношении к школьному имуществу (школьное здание, мебель, учебные пособия и т. п.), в посильном участии в подготовке школьного здания к началу учебного года, в выполнении посильной общественной работы в колхозе (по охране урожая, сбору колосьев и т. п.).
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова