Трудовое воспитание в начальных классах

trudovoe vospitanie v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Труд — источник всех материальных и культурных ценностей, созданных человечеством. Без труда невозможно развитие общества. Но в условиях капитализма господствующие классы освобождены от труда, они ведут паразитический образ жизни, присваивая результаты труда рабочих и крестьян. Тяжёлый, изнурительный труд угнетённых масс, доставляя несметные богатства капиталистам и помещикам, не обеспечивает трудящимся удовлетворения самых необходимых потребностей. Подневольный труд является для них суровой необходимостью. В нашей социалистической стране труд превратился «из зазорного и тяжёлого бремени, каким он считался раньше, в дело че сти , в дело слав ы , в дело до бле сти и гер о йс тв а» (Сталин ). Он является священной обязанностью каждого гражданина СССР. Право на труд обеспечено основным законом страны — Сталинской Конституцией. Свободный труд граждан СССР является источником экономического и культурного роста нашей страны, её могущества, дальнейшего улучшения материального благосостояния советского народа.

Новое, социалистическое отношение к труду не возникает стихийно, само по себе. В социалистических производственных отношениях заключены объективные условия, возможности для нового отношения к труду, которые могут и должны быть превращены в действительность путём настойчивого и целенаправленного воспитания.

С огромным патриотическим подъёмом трудятся рабочие, крестьяне, советская интеллигенция в послевоенный период, быстро залечивая раны, нанесённые стране войной, и двигая вперёд хозяйство и культуру родины по пути к коммунизму. Изменению взглядов людей на труд и воспитанию социалистического отношения к труду способствует авторитет и уважение к трудовой деятельности, которые созданы в нашей стране.

Одной из важных задач нашей школы и является воспитание у детей социалистического отношения к труду и некоторая подготовка их к практической деятельности как будущих граждан СССР — сознательных строителей коммунистического общества.

Воспитательное значение труда состоит не только в том, что он подготовляет детей к общественно-полезной деятельности в обществе.

Труд является вместе с этим и важным орудием воспитания коммунистической нравственности. В труде воспитываются такие черты личности советского человека, как трудолюбие, дисциплинированность, стремление к товарищеской взаимопомощи, социалистическое отношение к общественной собственности, настойчивость в преодолении трудностей и т. п.

Оценивая нравственное значение труда, А. С. Макаренко писал: «…в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, т. е. воспитывается правильное отношение к другим людям, это уже будет нравственная подготовка… Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям, — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».

А. С. Макаренко указывал на необходимость учить детей творческому труду, который возможен «только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта».

Трудовое воспитание детей осуществляется учителем в повседневной работе с ними. На уроках учитель разъясняет детям роль труда в жизни человека, особенно в условиях социалистического общества. В результате учебно-воспитательной работы дети уясняют, что:

труд является источником всех материальных и культурных ценностей, создаваемых человеком; без труда невозможна жизнь людей;

в капиталистических странах труд — тяжёлая повинность трудящихся; результаты их труда присваиваются капиталистами и помещиками;

в СССР — труд первая и важнейшая обязанность каждого: в нашей стране все должны трудиться;

у нас люди работают на себя, на своё социалистическое государство; кто больше и лучше работает, тот больше и получает за свой труд;

лучшие люди труда окружены уважением и почётом; в школе, пионерском отряде дети должны готовить себя к труду на пользу родине;

ученье — главный труд школьника; учиться с напряжением всех сил и способностей — долг и обязанность советских детей перед родиной, народом, государством;

учащийся советской школы принимает участие в домашнем труде, помогая своим родным по хозяйству, уходу за младшими братьями и сёстрами;

посильным общественно-полезным трудом дети вносят свою долю в общенародное дело — строительство коммунизма.

Придавая большое значение разъяснению детям роли труда в нашей стране, их обязанности хорошо учиться, необходимо подчеркнуть решающую роль в трудовом воспитании конкретной трудовой деятельности учащихся. Только в разнообразном творческом труде воспитываются интерес ребёнка к труду, привычка к деятельности и трудовым усилиям, а также необходимые трудовые навыки. Не организуя непосредственной деятельности детей в школе и вне её, нельзя воспитать социалистического отношения к умственному и физическому труду.

Начатки трудового воспитания осуществляются уже в дошкольном возрасте. Особая роль здесь принадлежит игре, являющейся основным видом деятельности дошкольника. В младшем школьном возрасте игра также занимает довольно большое место в жизни детей.

Младших школьников увлекают различные коллективные игры. В играх дети часто подражают трудовым процессам. С игрой нередко связаны подготовка и обработка различного рода строительного материала, изготовление необходимого инвентаря и пр.

Задача учителя состоит в том, чтобы стимулировать игровую деятельность детей, наблюдать, чтобы трудовые усилия их в игре были посильными, наполнять игры детей таким содержанием, которое, будучи интересным, имело бы воспитательное значение.

Но главным видом деятельности школьника всё же является учение. Воспитать любовь к умственному труду, привычку к нему, прилежание, т. е. стремление учиться как можно лучше, — ответственнейшая задача школы.

Эта задача решается путём создания у детей интереса к знаниям, правильной организацией учебных занятий, настойчивым приучением детей к различным видам учебного труда, внимательному слушанию объяснений учителя, выполнению упражнений и других самостоятельных работ, регулярному выполнению домашних заданий и т. п.

Воспитание у детей любви к труду, умения преодолевать трудности, возникающие при выполнении учебных заданий, требует от учителя внимательной и настойчивой работы с классным коллективом и каждым учащимся, применения разнообразных методов и приёмов воздействия на детей. Приведём пример из опыта одной ленинградской учительницы.

Учащиеся начальной школы охотно учат стихотворения. Нередки случаи, когда учитель дает задание читать стихотворение выразительно по книге, а дети по собственной инициативе выучат его наизусть. В связи с ленинскими днями учительница задала первоклассникам выучить стихотворение «Счастливое детство». Тут получилась обратная картина. Вызванные отвечать, говорили: «Можно, я не наизусть скажу, а прочитаю?» — «А почему ты не выучил наизусть?» — «Оно трудное».

Действительно, в стихотворении много слов, трудных для усвоения учениками 1 класса. Но нашлись всё же дети, которые выучили стихотворение наизусть. Учительница перед классом их похвалила: «Вот это молодцы, это настоящие октябрята! Они не испугались трудности, они выучили».

На другой день многие дети заявили учительнице, что они теперь тоже знают это стихотворение наизусть. Пришлось их спросить и похвалить.

В данном случае похвала и указание на необходимость преодолевать трудности сыграли свою положительную роль .

Рассказы учителя о том, как учились великие вожди советского народа Ленин и Сталин, как они несли революционную науку в широкие массы народа, о том, какие трудности преодолевали многие выдающиеся люди нашей родины — Ломоносов, Циолковский, Горький для того, чтобы овладеть вершинами науки и искусства и развивать их дальше для блага человечества, — будут способствовать воспитанию у детей настойчивости и упорства в ученье.

Для воспитания прилежания у детей следует использовать установленную в школе систему оценки успеваемости учащихся. Надо разъяснять детям, что балл, отметка, есть форма оценки знаний ученика. В высоком качестве ученья заинтересован не только он сам, но и весь детский коллектив класса, школы, его родители, заинтересовано Советское государство, весь народ. Поощряя успехи детей, в необходимых случаях учитель должен воспользоваться правом принуждения нерадивого ученика учиться прилежно: он может снизить отметку по прилежанию, оставить ученика в школе для выполнения несделанного домашнего задания, лишить его права участия в работе кружка до восполнения пробелов в успеваемости и т. п.

Стремление к деятельности, в том числе к физической работе, свойственно ребёнку. Но любовь и привычка к труду не возникают стихийно. Они формируются в процессе воспитания. Педагогическая практика знает случаи, когда при неправильном подходе к трудовому воспитанию учащихся в школе и семье, некоторые дети не хотят работать, ленятся, стремятся только к забавам и развлечениям. Такое положение может создаться тогда, когда школа и родители чрезмерно оберегают детей от умственного или физического напряжения в работе. Некоторые учителя так разъясняют учебный материал, что почти не оставляют места самостоятельной работе и умственной активности детей. В семье же нередко дети не привлекаются к физическому труду, не имеют никаких трудовых обязанностей, даже по элементарному самообслуживанию. В таких случаях активность детей, не находя применения, ослабевает. Вместо этого развивается склонность к праздности. Этому содействует также стремление некоторых учителей свести всю воспитательную работу к организации весёлого и занимательного времяпровождения.

В учебном плане нашей школы не предусматриваются специальные уроки по труду. Однако школа имеет возможность организовать занятия детей физическим трудом во внеучебное время. В начальной школе могут проводиться простейшие работы по изготовлению изделий (игрушек для детского сада, простейших учебных пособий и т. д.) из бумаги и картона, фанеры, проволоки, дерева, а также работы по уходу за растениями и животными в уголке природы.

Большие возможности имеет сельская начальная школа для организации сельскохозяйственного труда детей на пришкольном участке, в колхозе. Эту работу необходимо тесно связывать с учебными занятиями.

Семья и школа обязаны приучить детей к самообслуживанию, привить им навыки ухода за своей обувью и одеждой, умение устранить небольшую неисправность в костюме (пришить пуговицу, зачинить платье и т. п.), причём эти навыки надо воспитывать не только у девочек, но и у мальчиков. Школа может привлечь детей к подготовке классного помещения к празднику, к несложной починке школьного инвентаря — парт, классной доски, к работам по поддержанию чистоты и порядка на школьном дворе и т. п.

Организуя детский труд в различных видах и формах, не следует забывать о соблюдении общих педагогических требований.

Детям должна быть ясна цель их труда, его общественное значение.

В связи с историческим постановлением партии и правительства о плане полезащитных лесонасаждений школы нашей страны организовали большую общественно-полезную работу, в которой принимают участие миллионы школьников: они собирают семена для посадки леса, принимают участие в древонасаждении, в уходе за посадками, в охране леса и т. п.

Благородная цель — борьба с засухой, преобразование природы в интересах нашей родины, захватила не только учащихся старших классов, но и младших школьников.

Трудно переоценить воспитательно-образовательное значение общественно-полезного труда детей. Труд должен быть посильным для учащихся данного возраста, но в то же время требовать от них определённых усилий (речь идёт не только о физических, т. е. мускульных усилиях, но и о напряжении умственных сил ребёнка).

А. С. Макаренко говорил: «Если мы будем поручать мальчику или девочке всегда одно и то же дело, одну и ту же физическую работу, требующую от него только расхода мускульной энергии, — воспитательное значение труда будет весьма ограничено, хотя и нельзя сказать, что такой труд совершенно бесполезен. Ребёнок будет приучаться к трудовому усилию, будет принимать участие в общественном труде, будет нравственно воспитываться в трудовом равенстве с другими людьми, но всё же это не будет настоящее трудовое стахановское воспитание, если мы не прибавим к трудовому упражнению интересных организационных задач» .

В процессе труда у детей воспитываются организационные трудовые навыки, находчивость, распорядительность, расчётливость, смётка, инициативность и изобретательность в работе.

Учитель ставит перед детьми конкретную трудовую задачу и даёт общее направление к её осуществлению. Учащимся предоставляется возможность отнестись к этому заданию творчески, с инициативой. Естественно, что в младших классах указания учителя о порядке выполнения работы (или поручения) должны быть очень конкретными и подробными. Но чем старше дети, тем большая доля самостоятельности должна характеризовать их труд. Труд даёт возможность применять на практике знания, полученные детьми в процессе обучения, а также обогащает учащихся новыми сведениями и навыками и помогает лучше познать природу.

При подборе содержания и методов трудовых внешкольных занятий детей учителю следует иметь в виду прежде всего воспитательно-образовательную ценность той или другой работы детей.

В воспитательном отношении очень важно сочетать индивидуальные и коллективные формы труда детей. Каждый школьник должен уметь самостоятельно выполнять порученную конкретную работу и вместе с тем принять организованное участие в общем труде. Учителю следует позаботиться о том, чтобы младшие школьники постепенно приучались быть не только исполнителями, но и организаторами труда: умели наметить план выполнения работы, распределить её между группой учащихся, разъяснить каждому характер задания и возможные способы его осуществления, проконтролировать работу, оценить качество выполнения и т. п.

Школа обязана приучить детей выполнять любую необходимую работу, даже в том случае, если она не представляет для них непосредственного интереса, добиваясь того, чтобы дети в своём отношении к труду руководствовались пониманием его общественного значения.

Понятно, что сознательное отношение к труду возникает у детей не сразу — для этого требуется длительная воспитательная работа. Однако мысль о том, что нужно добросовестно и хорошо выполнять всякую работу, надо внушать детям с первых же дней школьного обучения.

Для того чтобы поощрить детей к труду и к лучшему выполнению работы, следует оценивать качество выполнения отдельных поручений, отмечать достижения отдельных учащихся, а также и недостатки; особенно полезно делать это перед детским коллективом.

Существенное воспитательное значение имеет проведение общественной отчётности школы перед населением: организация выставок по итогам года, выставок детского творчества, труда детей на пришкольном участке, в колхозе, на общественных огородах и т. п.

Общественное признание достижений и успехов школы и учащихся в учении и общественной работе вызовет у детей чувство гордости за свой труд и желание дальнейшей деятельности.

Воспитание социалистического отношения к труду неразрывно связано с выработкой у детей социалистического отношения к общественной и личной собственности. Приучая детей ценить труд человека, школа вместе с тем прививает им уважение к результатам труда.

На уроках объяснительного чтения по истории, на внеклассных занятиях в доступной форме, на конкретных примерах доводится до сознания детей разница между частной, капиталистической собственностью и общественной, социалистической собственностью. В этом отношении очень полезно прочитать и разъяснить учащимся известное письмо Н. К. Крупской к пионерам: «Моё и наше» .

В этом письме Н. К. Крупская, отправляясь от конкретного факта небрежного отношения одного мальчика к библиотечной книге, в исключительно живой и образной форме показывает детям сущность социалистической собственности и выясняет необходимость бережного отношения к общественному имуществу.

Учащиеся начальной школы должны знать о героическом поступке пионера Павлика Морозова, разоблачившего своего отца — расхитителя общественной собственности — и погибшего от руки кулацких наймитов.

Воспитание социалистического отношения к общественной собственности должно быть действ енным , т. е. должно находить выражение в повседневном поведении детей: в бережном отношении к школьному имуществу (школьное здание, мебель, учебные пособия и т. п.), в посильном участии в подготовке школьного здания к началу учебного года, в выполнении посильной общественной работы в колхозе (по охране урожая, сбору колосьев и т. п.).

Учителю следует разъяснить учащимся, что они — дети советского народа — должны очень бережно относиться к общественной собственности.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment