Трудовое воспитание детей в семье в начальных классах

trudovoe vospitanie detej v seme v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

1.    И. В. Сталин о труде при социализме.

2.    Как родители должны помогать школе готовить детей к общественному труду.

3.    Значение детского труда в семье для воспитания у школьников коммунистической нравственности.

4.    Полезные виды труда маленьких школьников в семье.

5.    Игры и труд.

6.    Методы трудового воспитания детей в семье.

7.    Значение учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации их трудовой деятельности в семье.

8.    Каким должен быть рабочий уголок школьника.

Учитель должен бывать в каждой семье, беседовать с родителями, давать им конкретные указания и советы по вопросам воспитания детей.

Эти указания он проверяет затем при повторных посещениях семьи и при вызове родителей в школу. На классных родительских собраниях после тематической беседы и после того как учитель ознакомит родителей с итогами успеваемости класса, он должен сообщить собранию родителей о том, как отдельные семьи выполняют его указания и какие получаются при этом результаты (имеются в виду положительные).

В отношении тех родителей, которые игнорируют указания учителя, надо создавать на классных родительских собраниях определённое общественное мнение. Большинство родителей живут поблизости друг от друга, часто работают на одних и тех же предприятиях, в одном учреждении, поэтому они могут оказывать взаимное влияние друг на друга. Учителю необходимо стремиться к созданию более тесного контакта между родителями, используя для этого классные родительские собрания.

Общешкольные собрания родителей нуждаются в ещё более серьёзной подготовке, чем собрания классные. Часто эти собрания плохо посещаются не только вследствие большой занятости родителей, но и потому, что дата собрания назначается случайно, извещение родителей организуется плохо.

Обычно сообщение об очередном собрании передаётся только через детей. Но этого недостаточно.

О собрании нужно извещать через многотиражки или стенные газеты предприятий и учреждений, где работает большинство родителей. Там же нужно вывешивать большие плакаты с напоминанием о родительском собрании. День собрания следует предварительно согласовать с общественными организациями предприятия, колхоза, учреждения, где работает большинство родителей, с тем, чтобы этот день был свободен от всяких других собраний, совещаний и лекций.

Пришедшие на собрание родители должны быть приветливо встречены дежурными педагогами и учащимися старших классов. Целесообразно к собранию подготовить выставку лучших стенных газет, творческих работ учащихся, изготовленных школьниками наглядных пособий, плакатов, фотовитрин, тетрадей, отчётов и описаний опыта работы пионерских отрядов, тимуровских команд, внешкольных кружков, таблиц, отражающих содержание общественно-полезной работы учащихся и т. д.

Ещё до собрания, осматривая выставку, родители в значительной степени смогут ознакомиться с тем, что сделала школа за прошедшую четверть (дежурящие на выставке учителя, вожатые и руководители кружков должны давать родителям необходимые пояснения).

В своём докладе об итогах четверти и о задачах школы заведующий школой или директор должны познакомить родителей с новыми решениями партии и правительства о школе, с новыми приказами Министерства просвещения и отдела народного образования за истекший период. Из доклада родители узнают о том, что сделано школой в исполнение этих решений и директив, об успехах лучших учителей — мастеров педагогического дела — и лучших учащихся школы и, наконец, о достижениях лучших родителей, которые, несмотря на занятость, находят возможность помогать школе и уделяют достаточно внимания воспитанию детей в семье.

О детях, которые отстают в ученье и нарушают дисциплину, необходимо говорить лишь в том случае, если родители этих детей игнорируют требования школы или мешают работе учителя.

В этих случаях следует привести один-два конкретных примера для того, чтобы создать в отношении этих родителей определённое общественное мнение.

Доклад заведующего школой (или директора) можно дополнить содокладами (если в этом есть необходимость) о работе пионерской организации школы (содоклад пионервожатого), о работе родительского комитета и актива родителей (содоклад председателя родительского комитета), об общественно-полезной работе учащихся школы (содоклад члена педагогического совета), о профилактике детских заболеваний и задачах гигиенического воспитания школьников (содоклад врача), о внеклассных занятиях детей (содоклад члена педагогического совета), о помощи, которую оказывает школе шефствующая организация — завод, колхоз, учреждение (содоклад руководителя или представителя шефствующей организации) и т. д.

На общешкольном родительском собрании обязательно должны присутствовать все учителя, пионервожатый, руководители кружков и члены родительского комитета, отвечающие за отдельные участки работы, для того чтобы родители имели возможность задать им вопросы, выяснить все свои недоумения и посоветоваться по поводу тех или иных затруднений. Но следует заранее предупредить родителей о том, что на собрании надо задавать такие вопросы, ответы на которые могли бы заинтересовать всех или большинство присутствующих, вопросы же частные можно задать после собрания в порядке личной беседы (в этих целях заранее объявить, кто и где из учителей и членов родительского комитета будет после собрания беседовать с родителями).

Рекомендуется учитывать, сколько родителей и из каких классов присутствовали на собрании, для того чтобы провести дополнительную работу с родителями, не явившимися на собрание (вызвать их в школу, созвать на предприятии или в учреждении после работы или в обеденный перерыв, или индивидуально побеседовать с ними на дому).

Иногда классные и школьные родительские собрания могут проводиться в форме конференций по обмену опытом воспитания в семье . Содержание этих конференций может быть двояким. В одном случае это может быть обмен лучшим опытом по различным вопросам семейного воспитания. Одни выступают с сообщениями о том, как они организуют режим дня школьников, другие рассказывают о воспитании у детей самостоятельности в учебном и в ином труде, третьи делятся опытом воспитания советского патриотизма, воспитания волевых качеств и т. д. Доклады делают не только сами родители, но и учителя, предварительно изучившие опыт родителей по воспитанию детей.

В заключение конференции выступает заведующий школой (или директор), который уже предварительно знакомился с содержанием сообщений и консультировал докладчиков. Он анализирует сообщения и даёт оценку лучшего опыта воспитания в семье, делает практические выводы и даёт указания всем родителям.

В другом случае могут устраиваться тематические конференции по отдельным вопросам; например, по обмену опытом трудового воспитания в семье, гигиенического воспитания и работы над привитием санитарных навыков учащимся, по вопросу организации учебного труда детей в семье, по вопросам нравственного воспитания и т. п. Здесь уже все сообщения родителей касаются опыта воспитания в семье в какой-либо одной области и раскрывают различные стороны одного и того же вопроса. Приведём в качестве примера тематику сообщений на организованной в одной из мужских школ г. Москвы конференции по трудовому воспитанию детей в семье.

1.    Требования школы и семьи к трудовому воспитанию детей (доклад заведующего школой).

2.    Как я воспитывала трудовые навыки у детей в раннем возрасте (доклад матери).

3.            Столярный и слесарный труд детей в условиях семьи (доклад отца).

4.            Участие детей в труде по домашнему хозяйству (доклад матери).

5.    Изготовление детьми дома наглядных пособий по естествознанию (доклад учителя).

Совершенно необязательно, чтобы на одной конференции стояло много сообщений. Темы для подобных конференций будут в значительной мере определяться местными условиями. В сельских школах могут возникнуть темы, касающиеся работы детей в сельском хозяйстве, в частности, по уходу за домашними животными и растениями. В женских школах могут интересовать темы, касающиеся воспитания навыков шитья, кройки, рукоделия и пр.

Лучший опыт родителей должны выявлять учителя, на обязанности которых лежит помочь матери или отцу осмыслить и обобщить этот опыт.

Доклады следует готовить таким образом, чтобы в них было ясно и просто освещён опыт воспитания: трудности, с которыми встречались родители, как они эти трудности преодолевали, как учитывали индивидуальные и возрастные особенности детей в процессе воспитания и, наконец, как повлияла та или иная система и методы домашнего воспитания на формирование личности ребёнка.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment