1. И. В. Сталин о труде при социализме.
2. Как родители должны помогать школе готовить детей к общественному труду.
3. Значение детского труда в семье для воспитания у школьников коммунистической нравственности.
4. Полезные виды труда маленьких школьников в семье.
5. Игры и труд.
6. Методы трудового воспитания детей в семье.
8. Каким должен быть рабочий уголок школьника.
Эти указания он проверяет затем при повторных посещениях семьи и при вызове родителей в школу. На классных родительских собраниях после тематической беседы и после того как учитель ознакомит родителей с итогами успеваемости класса, он должен сообщить собранию родителей о том, как отдельные семьи выполняют его указания и какие получаются при этом результаты (имеются в виду положительные).
В отношении тех родителей, которые игнорируют указания учителя, надо создавать на классных родительских собраниях определённое общественное мнение. Большинство родителей живут поблизости друг от друга, часто работают на одних и тех же предприятиях, в одном учреждении, поэтому они могут оказывать взаимное влияние друг на друга. Учителю необходимо стремиться к созданию более тесного контакта между родителями, используя для этого классные родительские собрания.
Общешкольные собрания родителей нуждаются в ещё более серьёзной подготовке, чем собрания классные. Часто эти собрания плохо посещаются не только вследствие большой занятости родителей, но и потому, что дата собрания назначается случайно, извещение родителей организуется плохо.
Обычно сообщение об очередном собрании передаётся только через детей. Но этого недостаточно.
Пришедшие на собрание родители должны быть приветливо встречены дежурными педагогами и учащимися старших классов. Целесообразно к собранию подготовить выставку лучших стенных газет, творческих работ учащихся, изготовленных школьниками наглядных пособий, плакатов, фотовитрин, тетрадей, отчётов и описаний опыта работы пионерских отрядов, тимуровских команд, внешкольных кружков, таблиц, отражающих содержание общественно-полезной работы учащихся и т. д.
Ещё до собрания, осматривая выставку, родители в значительной степени смогут ознакомиться с тем, что сделала школа за прошедшую четверть (дежурящие на выставке учителя, вожатые и руководители кружков должны давать родителям необходимые пояснения).
В своём докладе об итогах четверти и о задачах школы заведующий школой или директор должны познакомить родителей с новыми решениями партии и правительства о школе, с новыми приказами Министерства просвещения и отдела народного образования за истекший период. Из доклада родители узнают о том, что сделано школой в исполнение этих решений и директив, об успехах лучших учителей — мастеров педагогического дела — и лучших учащихся школы и, наконец, о достижениях лучших родителей, которые, несмотря на занятость, находят возможность помогать школе и уделяют достаточно внимания воспитанию детей в семье.
О детях, которые отстают в ученье и нарушают дисциплину, необходимо говорить лишь в том случае, если родители этих детей игнорируют требования школы или мешают работе учителя.
В этих случаях следует привести один-два конкретных примера для того, чтобы создать в отношении этих родителей определённое общественное мнение.
На общешкольном родительском собрании обязательно должны присутствовать все учителя, пионервожатый, руководители кружков и члены родительского комитета, отвечающие за отдельные участки работы, для того чтобы родители имели возможность задать им вопросы, выяснить все свои недоумения и посоветоваться по поводу тех или иных затруднений. Но следует заранее предупредить родителей о том, что на собрании надо задавать такие вопросы, ответы на которые могли бы заинтересовать всех или большинство присутствующих, вопросы же частные можно задать после собрания в порядке личной беседы (в этих целях заранее объявить, кто и где из учителей и членов родительского комитета будет после собрания беседовать с родителями).
Рекомендуется учитывать, сколько родителей и из каких классов присутствовали на собрании, для того чтобы провести дополнительную работу с родителями, не явившимися на собрание (вызвать их в школу, созвать на предприятии или в учреждении после работы или в обеденный перерыв, или индивидуально побеседовать с ними на дому).
Иногда классные и школьные родительские собрания могут проводиться в форме конференций по обмену опытом воспитания в семье . Содержание этих конференций может быть двояким. В одном случае это может быть обмен лучшим опытом по различным вопросам семейного воспитания. Одни выступают с сообщениями о том, как они организуют режим дня школьников, другие рассказывают о воспитании у детей самостоятельности в учебном и в ином труде, третьи делятся опытом воспитания советского патриотизма, воспитания волевых качеств и т. д. Доклады делают не только сами родители, но и учителя, предварительно изучившие опыт родителей по воспитанию детей.
В заключение конференции выступает заведующий школой (или директор), который уже предварительно знакомился с содержанием сообщений и консультировал докладчиков. Он анализирует сообщения и даёт оценку лучшего опыта воспитания в семье, делает практические выводы и даёт указания всем родителям.
В другом случае могут устраиваться тематические конференции по отдельным вопросам; например, по обмену опытом трудового воспитания в семье, гигиенического воспитания и работы над привитием санитарных навыков учащимся, по вопросу организации учебного труда детей в семье, по вопросам нравственного воспитания и т. п. Здесь уже все сообщения родителей касаются опыта воспитания в семье в какой-либо одной области и раскрывают различные стороны одного и того же вопроса. Приведём в качестве примера тематику сообщений на организованной в одной из мужских школ г. Москвы конференции по трудовому воспитанию детей в семье.
1. Требования школы и семьи к трудовому воспитанию детей (доклад заведующего школой).
2. Как я воспитывала трудовые навыки у детей в раннем возрасте (доклад матери).
3. Столярный и слесарный труд детей в условиях семьи (доклад отца).
4. Участие детей в труде по домашнему хозяйству (доклад матери).
5. Изготовление детьми дома наглядных пособий по естествознанию (доклад учителя).
Совершенно необязательно, чтобы на одной конференции стояло много сообщений. Темы для подобных конференций будут в значительной мере определяться местными условиями. В сельских школах могут возникнуть темы, касающиеся работы детей в сельском хозяйстве, в частности, по уходу за домашними животными и растениями. В женских школах могут интересовать темы, касающиеся воспитания навыков шитья, кройки, рукоделия и пр.
Лучший опыт родителей должны выявлять учителя, на обязанности которых лежит помочь матери или отцу осмыслить и обобщить этот опыт.
Доклады следует готовить таким образом, чтобы в них было ясно и просто освещён опыт воспитания: трудности, с которыми встречались родители, как они эти трудности преодолевали, как учитывали индивидуальные и возрастные особенности детей в процессе воспитания и, наконец, как повлияла та или иная система и методы домашнего воспитания на формирование личности ребёнка.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова