Трудовое воспитание детей в семье в начальных классах

trudovoe vospitanie detej v seme v nachalnyh klassah 1 Обучение в советской школе

Опыт показывает, что приучать детей к труду в семье надо, начиная с простых и лёгких для данного возраста трудовых заданий. При этом с самого начала надо следить за тем, чтобы дети даже несложную работу выполняли хорошо, заботились о качестве выполнения, обдумывали способы и приёмы работы. Наши дети должны расти с перспективой стать в будущем стахановцами, поэтому надо приучать их даже самую простую работу выполнять не механически, а соображая, как можно сделать её быстрее, лучше, с меньшей затратой сил.

На этом этапе трудового воспитания большое значение имеет поощрение первых трудовых успехов ребёнка.

При выполнении сложных трудовых заданий необходимо давать школьникам советы и указания, помогать им заранее спланировать и правильно организовать свою работу. Без этого никакое трудовое воспитание немыслимо. Можно сколько угодно убеждать детей любить труд, упрекать их за то, что они мало помогают родителям, но если не научить их, как выполнять ту или иную работу, все разговоры останутся безрезультатными. Следует помнить, что научиться работать можно только практически, непосредственно участвуя в труде. Успешно выполнив порученную работу, ребёнок чувствует удовлетворение, растёт его вера в свои силы, неизбежно меняется его психика, отпадает самая возможность относиться к труду, как к неприятной обязанности.

Но объяснять, помогать и советовать ребёнку нужно в меру, т. е. так, чтобы осталось место для его собственной инициативы

, чтобы ему было над чем подумать самому.

Для того чтобы дети работали хорошо и продуктивно, и труд становился для них потребностью, необходимо прививать им прочные трудовые навыки путём упражнений.

Родителям надо помнить, что упражнение в труде воспитывает в детях упорство, настойчивость, самостоятельность и другие ценные волевые качества.

Большое значение для успешного осуществления трудового воспитания детей имеет контроль за их работой.

Прежде всего необходимо, поговорив с детьми, проверить, правильно ли они поняли трудовое задание, придерживаются ли в работе плана, какими средствами выполняют задание. Обнаружив ошибку, нужно помочь детям вовремя её исправить.

Проверяя работу детей, следует всячески поощрять их стремление сделать её лучше, попытки придумать какой-то новый способ её выполнения.

Одновременно необходимо приучать школьников к самоконтролю: пусть дети привыкают отдавать себе отчёт в том, правильным ли путём они идут к цели, не слишком ли отвлекаются и замедляют темпы, достаточно ли тщательно и аккуратно выполняют задание.

Контролируя и направляя работу детей, необходимо следить и за гигиеной их труда. Нередко дети работают в неправильных позах, горбятся, низко наклоняются к шитью, портят зрение и т. д.

Наконец, правильно поступают те родители, которые постоянно следят за тем, чтобы дети учились работать коллективно. Порой бывает так: школьник умеет прекрасно сделать работу, которую ему поручили одному, но когда ему приходится делать что-нибудь вместе с братьями и сёстрами, он старается работать особняком, не хочет никому помочь или эгоистически командует младшими. С этими наклонностями необходимо бороться. Наши дети — это будущие члены социалистического общества, участники социалистического соревнования, и семья должна воспитывать в ребёнке черты нового человека, умеющего работать коллективно, помогать товарищам в труде.

Для того чтобы правильно и по существу контролировать труд детей, родителям следует как можно чаще о бращаться за сов етами к учителю.

При анализе и оценке результатов детского труда всегда нужно иметь в виду воспитательное значение последнего. Педагогически важно выяснить и оценить, старался ли ребёнок выполнить работу тщательно, с любовью довести её до конца или делал это равнодушно, кое-как, работал ли осмысленно, стараясь применить к работе знания, полученные в школе, из книг, или работал механически; если он работал не один, то вкладывал ли в достаточной мере свою долю труда в коллективную работу.

При оценке работы недостаточно сказать школьнику «молодец» или «не годится», нужно в простой и понятней форме растолковать ему, в чём же заключаются его достижения и что ещё у него выходит плохо. Не нужно только этот анализ превращать в длинную и скучную беседу — он должен быть кратким, ясным и конкретным.

Объективно, справедливо оценивая результаты выполненной ребёнком работы, родители тем самым вызывают у него желание в следующий раз сделать больше и лучше, воспитывают у него коммунистическое отношение к труду.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment