На этом этапе трудового воспитания большое значение имеет поощрение первых трудовых успехов ребёнка.
При выполнении сложных трудовых заданий необходимо давать школьникам советы и указания, помогать им заранее спланировать и правильно организовать свою работу. Без этого никакое трудовое воспитание немыслимо. Можно сколько угодно убеждать детей любить труд, упрекать их за то, что они мало помогают родителям, но если не научить их, как выполнять ту или иную работу, все разговоры останутся безрезультатными. Следует помнить, что научиться работать можно только практически, непосредственно участвуя в труде. Успешно выполнив порученную работу, ребёнок чувствует удовлетворение, растёт его вера в свои силы, неизбежно меняется его психика, отпадает самая возможность относиться к труду, как к неприятной обязанности.
, чтобы ему было над чем подумать самому.
Для того чтобы дети работали хорошо и продуктивно, и труд становился для них потребностью, необходимо прививать им прочные трудовые навыки путём упражнений.
Родителям надо помнить, что упражнение в труде воспитывает в детях упорство, настойчивость, самостоятельность и другие ценные волевые качества.
Прежде всего необходимо, поговорив с детьми, проверить, правильно ли они поняли трудовое задание, придерживаются ли в работе плана, какими средствами выполняют задание. Обнаружив ошибку, нужно помочь детям вовремя её исправить.
Одновременно необходимо приучать школьников к самоконтролю: пусть дети привыкают отдавать себе отчёт в том, правильным ли путём они идут к цели, не слишком ли отвлекаются и замедляют темпы, достаточно ли тщательно и аккуратно выполняют задание.
Контролируя и направляя работу детей, необходимо следить и за гигиеной их труда. Нередко дети работают в неправильных позах, горбятся, низко наклоняются к шитью, портят зрение и т. д.
Наконец, правильно поступают те родители, которые постоянно следят за тем, чтобы дети учились работать коллективно. Порой бывает так: школьник умеет прекрасно сделать работу, которую ему поручили одному, но когда ему приходится делать что-нибудь вместе с братьями и сёстрами, он старается работать особняком, не хочет никому помочь или эгоистически командует младшими. С этими наклонностями необходимо бороться. Наши дети — это будущие члены социалистического общества, участники социалистического соревнования, и семья должна воспитывать в ребёнке черты нового человека, умеющего работать коллективно, помогать товарищам в труде.
При анализе и оценке результатов детского труда всегда нужно иметь в виду воспитательное значение последнего. Педагогически важно выяснить и оценить, старался ли ребёнок выполнить работу тщательно, с любовью довести её до конца или делал это равнодушно, кое-как, работал ли осмысленно, стараясь применить к работе знания, полученные в школе, из книг, или работал механически; если он работал не один, то вкладывал ли в достаточной мере свою долю труда в коллективную работу.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова