Третий этап букварного периода в начальных классах

tretij etap bukvarnogo perioda v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Характерной особенностью третьего этапа букварного периода обучения грамоте является работа с йотированными гласными (е, ё, я, ю), звонкими мгновенными (б, г, д) и слитными согласными (ч, ц), а также привитие детям умения писать и читать слова с наиболее трудными трёх- и четырёхбуквенными слогами (со стечением согласных). К началу третьего этапа дети должны уже знать не менее двадцати букв; они должны свободно читать прямые и закрытые слоги с твёрдыми и мягкими согласными и уметь выделять известные им звуки из любого слога и любого слова. Процесс звукового анализа к этому времени становится для них привычным актом.

На этом этапе дети должны преодолеть звуко-буквенные трудности особого рода: большинство букв, изучаемых на третьем этапе, обозначает звуки, которые или нельзя, или не нужно произносить длительно (е, ё, я, ю, ц, ч). Это представляет для детей при звуковом анализе некоторые затруднения, тем более что при попытке протянуть звуки, обозначаемые этими буквами (йотированные или слитные), дети получают простые звуки, уже известные им из предшествующих занятий грамотой: вместо я — а, вместо ю — у, вместо ё — о, вместо ц — с, вместо ч — шь. Отсюда довольно частые случаи смешения новых букв с прежде изученными. Это обязывает учителя быть особенно бдительным и тщательно обдумывать каждый приём своей работы. Не всякий прежний приём анализа и синтеза будет пригоден для изучения указанных выше букв; так, способ протяжного произношения звука при выделении его из слова и при синтезе, соединении с другими звуками, на этом этапе занятий в большинстве случаев окажется непригодным.

Кроме того, гласные е, я, ю, ё (в отличие от букв, изученных на первом и втором этапах) имеют не одно значение, а два: в начале слов и после гласных, а также после ъ и ь разделительных они обозначают по два звука (я — йа, ю — йу, ё — йо, е — йэ); после согласных они обозначают по одному звуку (а, у, о, э) и указывают в этом случае на то, что предшествующий согласный читается мягко. Это также представляет для детей трудность. Начинать с детьми изучение этих букв следует с их положения в начале слова и после гласных (в особенности удобно показать это их значение на таких словах, где указанные буквы составляют отдельные слоги: Я-ша, Ю-ра, ё-жик. е-ли), и только после усвоения этого их значения можно перейти к их положению после согласных (ня-ня, Лю-ба, тё-тя, Ле-на).

Дети, выделяя звуки е, ё, я, ю, говорят сразу два звука (йа, йу, йо, йэ). Не раскрывая перед детьми того, что буква (е, ё, я, ю) обозначает два звука, учитель показывает букву и ставит её в таблице гласных (во втором ряду). К концу прохождения букваря на стене класса окажется следующая таблица гласных букв:

image 42

Дети знают, что и, стоящее во втором ряду гласных, обозначает мягкость предшествующего согласного: это правило учитель распространяет на все гласные второго ряда и опирается на него при изучении второго значения букв е, ё, я, ю.

Допустим, дети узнали букву е (после выделения первого слога из слова ели). Она ставится под э. Проводятся упражнения на составление и чтение слова с е в первом значении (ели, ехал, поел, лает, тает). На другой день учитель, повторив букву е, говорит, что она стоит во втором ряду гласных и так же, как и, обозначает мягкость предыдущего согласного; заменяя букву и в словах пил, сила, мил буквою е, дети получают слова пел, села, мел и таким образом усваивают второе значение буквы е. Дальнейшие упражнения на буквах разрезной азбуки закрепляют эти знания и навыки учащихся.

Основными приёмами звукового анализа на третьем этапе обучения грамоте являются: отчётливое произношение слов без удлинения выделяемых звуков и сопоставление слов по твёрдости и мягкости звучания согласных перед гласными. Из приёмов звукового синтеза применяются следующие: 1) чтение слов. после их составления из букв разрезной азбуки, 2) чтение по подобию, 3) чтение слов после их сопоставления по начертанию (вол — вёл, лук — люк) и 4) образование форм слов по данному образцу (дай — даёт, рой — рою, мой — моя, дари — дарю, бери — беру). Используется также и приём наращения согласных в начале, в конце и в середине слова. Этот последний приём особенно пригоден при упражнениях в чтении слогов со стечением согласных.

Усвоение звонких согласных (б, г, д) требует применения приёма сопоставления слов с глухими и звонкими согласными (папа — баба, палка — балка, корка — горка и т. д.).

Сопоставление слов помогает детям научиться отчётливо различать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Слитные звуки ц и ч лучше всего первоначально выделить с помощью приёма договаривания слов (оте-ц, мя-ч), а затем закрепить их в памяти детей путём подбора слов, начинающихся с этих звуков (цыплёнок, чашка).

Разделительные ъ и ь также усваиваются детьми с помощью парного сопоставления слов с разделительными знаками и без них (Коля — колья; сел — съел). Можно с успехом воспользоваться и приёмом образования форм слов по данному образцу и приёмом наращения (семь — семья; брат — братья; кол — колья; ел — съел; ехал — подъехал; осень — осенью; дверь — дверью; соль — солью).

Особое внимание должно быть уделено работе над слогами, в которых имеется стечение согласных; чтение и письмо слов с такими слогами представляет для детей большую трудность. Подготовкой к их усвоению на третьем этапе обучения грамоте является чтение и письмо слов, представляющих сочетание закрытого слога с прямым (кошка, нитка): здесь рядом стоящие согласные относятся к разным слогам; следующей ступенькой будет чтение и письмо слов, в которых стечение согласных имеется в одном слоге (тра-ва, сли-вы, шко-ла, кни-га).

Для перехода от слов типа кошка к словам типа школа можно рекомендовать следующее упражнение.

Учитель предлагает детям набрать из букв и прочитать слово росли, причём делит его на слоги так: рос-ли; затем буква с передвигается от первого слога ко второму: ро-сли, и дети снова читают это слово. После этого слог ро учитель снимает, и дети читают оставшийся слог сли. Поставив вслед за этим слогом вы, учитель предлагает детям прочитать получившееся слово: сливы.

Уменье читать слоги со стечением согласных закрепляется при помощи приёма наращения согласных: розы — грозы, валил — хвалил, вили — свили, луг — плуг.

На третьем этапе дети должны уже научиться читать слова, в которых произношение расходится с написанием: мячи, леса, река, ведро, тяни.

К умению читать такие слова дети подводятся путём предварительного чтения родственных слов, в которых расхождение письма и произношения устранено: сначала следует прочитать мяч, потом мячи, сначала лес, тянут, а затем уже леса, тяни, т. е. учитель поступает так же, как на втором этапе букварного периода по отношению к безударному гласному о (вол — волы).

Подобно этому ведётся работа и с звонкими согласными, переходящими в глухие на концах слов и перед глухими согласными: сначала следует прочитать сады, грибы, а потом сад, гриб.

Уроки, на которых дети знакомятся с новыми буквами, и уроки письма строятся в основном так же, как и на втором этапе обучения грамоте.

В отношении письма и на этом этапе следует держаться правила: писать с детьми по возможности только те слова, в которых нет расхождения произношения с написанием: дети, глаза, вёдра, чайник, страна, книги, друзья.

Ясно, что и на этом этапе обучения дети пишут слова только после их разложения на слоги и звуки и определения порядка, в каком следует писать буквы соответствующих звуков.

На третьем этапе дети могут уже писать предложения больших размеров и более сложного типа, нежели на втором этапе. Вполне допустимо уже употребление в них предлогов и союзов. Вот образцы таких предложений: Митя и Люба сидели дома. Митя учил уроки. Люба читала книгу. Лёва сел на пень.

На этом этапе обучения грамоте дети могут выполнять с помощью учителя письменные работы более сложного типа, чем на втором этапе:

1)    образование разных глагольных форм по образцу (бить — бей, лить — лей, неси — нёс, мети — мёл, веди — вёл и др.);

2)    изменение грамматического числа сразу в двух согласованных словах предложения (Собака лает — Собаки лают. Птичка летает — Птички летают);

3)    образование слов путём прибавления (или изменения) суффикса или приставки (утка — утёнок, гусь — гусёнок, лисёнок — лисята, котёнок — котята, пел — спел, нёс — внёс);

4)    ответы на вопросы по прочитанному и разобранному тексту с использованием слов, данных в справочнике. (Например: После прочтения рассказа «Жучка» дети отвечают устно, а потом и пишут ответы на вопросы: «Что ели дети?» — Дети ели суп и кашу. «Что они бросили Жучке?» — Они бросили Жучке кость);

5)            списывание загадок и отгадок и т. д.

Все заглавные письменные буквы, не исключая и самых трудных по начертанию (Ф, В, Е, Р, Д), дети на этом этапе уже усваивают и пишут с ними слова и предложения.

Работы по письму всё более тесно смыкаются с занятиями по развитию речи: после беседы по картинке или на основе личных детских наблюдений, помимо устного рассказывания, нередко возникает необходимость записать хотя бы два-три предложения на тему беседы; например: Дети ходили в лес. Они нашли ежа. Ваня принёс ежа домой.

Эти предложения, после звукового их анализа, учащиеся записывают в свои тетради с помощью учителя.

В течение всего периода обучения грамоте письмо и чтение идут параллельно и проводятся в основном на одинаковом материале. Чёткая постановка работы по письму должна привести к тому, что дети без особых затруднений и без заучивания правил привыкают писать грамотно лёгкие, доступные их пониманию тексты. Они усваивают большую букву в собственных именах и в начале предложения, пишут слова без пропуска и перестановок букв, практически усваивают написание гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу), обозначение мягкости согласных с помощью букв и, е, ё, я, ю, ь, научаются ставить точку в конце предложения, привыкают правильно употреблять в словах й, э и т. п.

За время обучения грамоте проводится большая работа по развитию речи и мышления учащихся. Дети группируют слова, строят и распространяют предложения (по данным вопросам), с помощью учителя пишут простейшие изложения по вопросам, составляют рассказы по картинкам (устно), заучивают наизусть стихотворения, запоминают несколько народных сказок и рассказывают их.

Обучая детей грамоте, учитель не должен упускать из виду идейно-воспитательной работы, которая должна пронизывать все виды занятий в школе. Чтение рассказов, сказок и стихотворений, беседы по картинкам, экскурсии и наблюдения — всё это даёт богатейший материал для воспитания коммунистического отношения к окружающему и правильного поведения детей в школе, дома и на улице. Одновременно расширяется и круг представлений и понятий учащихся, углубляются и уточняются те понятия и представления, с которыми дети пришли в школу, систематизируются их знания об окружающем мире людей и природы.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment