Необходимо затем показать, как человек использует силу течения воды — «белый уголь», и на примерах имеющихся в районе школы гидротехнических устройств познакомить учащихся с применением в народном хозяйстве водяных двигателей и с основными техническими устройствами гидросиловой установки.
С этой целью желательно повести детей к колхозной гидростанции или к водяной мельнице.
Во время экскурсии на гидростанцию, желательно показать, как вращение двигателя передаётся на вал электрогенератора. Если же учащиеся пришли на водяную мельницу, они будут наблюдать, как вращение передаётся жернову и как производится помол.
В обоих случаях надо просить механика, управляющего машинами, дать необходимые объяснения. Наблюдения вызовут у детей много вопросов. Ясные и обоснованные ответы на них учитель даст и во время экскурсии, и на последующих занятиях кружка.
После экскурсии гораздо легче объяснить детям особенности основных типов водяных двигателей — водяных колёс и водяной турбины.
Основная задача учителя — разбудить мысль детей, направить их внимание на вопрос о том, какой двигатель будет производительнее: самое простое колесо с радиально расположенными лопастями или колесо с лопастями, расположенными под некоторым углом, водяное колесо с ковшами или водяная турбина? Каждая из этих моделей вполне доступна изготовлению учащимися 4 класса, если в их распоряжении будут: кругорез, пила, молоток, — для работ по дереву, ножницы для работ из жести, а также такие материалы, как обрезки тёса и фанеры, гвозди и, по возможности, эмалевая краска и лак.
Особенно необходимо иметь кругорез, так как он даёт возможность в течение двух-трёх минут вырезать круг нужного диаметра и, таким образом, разрешить главную техническую трудность при изготовлении модели водяного двигателя. Изготовление других частей двигателя (лопаток или ковшей) затруднений не представит.
Модель необходимо окрасить. Неокрашенная модель, отсырев, быстро развалится; неокрашенные жестяные ковши быстро заржавеют.
Изготовив модели, следует их опробовать и установить, какая из моделей будет работать лучше и почему.
Рекомендуется показать детям на самой простой модели передачу силы падающей воды. Для этого на оси двигателя устанавливается шкив. Простейший шкив — катушка без ниток. От этого шкива перекидывается нитка на второй такой же шкив, где устанавливается игрушка, — например, диск с разноокрашенными секторами или круговые качели. Сила струи воды вполне достаточна для того, чтобы привести в движение не только водяное колесо, но и игрушку.
В беседах об использовании силы падающей воды учитель обращает внимание детей на огромные запасы этого природного источника энергии в нашей стране. Запасы «белого угля» в СССР превышают запасы США и Канады, взятых вместе.
Важно рассказать детям об использовании силы падающей воды для получения электрической энергии. В СССР построена величайшая в Европе Днепровская гидростанция им. В. И. Ленина (Днепрогэс). Построены десятки других огромных гидроэлектростанций в разных районах нашей страны. Десятки тысяч сельских гидростанций уже теперь дают электрический ток в колхозы.
В этих беседах надо рассказать детям о великом плане Ленина — Сталина по электрификации народного хозяйства СССР, о народном движении по электрификации сельского хозяйства, о первенстве русских и советских учёных и новаторов во многих важных открытиях и усовершенствованиях, о выдающихся изобретателях в этой области.
Желательно вспомнить и способы использования силы падающей воды в прежнее время. Большое впечатление производит на детей, например, рассказ про одного из русских механиков и изобретателей конца XV3 и начала X1X в. И. П. Кулибина. Детям надо показать диапозитивы о жизни И. П. Кулибина . Рассказать, как он в детстве часто убегал на ручей и строил там мельничные колёса и как он впоследствии построил первую в мире самоходную баржу, поднимающуюся против течения.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова