Тема. Вычитание однозначных чисел в пределе 20 без перехода через десяток

tema vychitanie odnoznachnyh chisel v predele 20 bez perehoda cherez desyatok Обучение в советской школе

Цель урока — ознакомить учащихся с приёмом выполнения данного действия, добиться правильного применения ими этого приёма при решении лёгких примеров.

Ход урока . Чтобы подготовить учащихся к изучению нового действия, учитель предпосылает объяснению нового материала устное решение примеров на вычитание в пределе 10, на выяснение десятичного состава чисел второго десятка и на прибавление однозначных чисел в пределе 20 без перехода через десяток.

Образцы примеров:

а)    8 – 6; 7 – 5; 9 – 6; 8 – 3.

б)    Сколько десятков и единиц в числах 12? 16? 18? 19?

в)     12 + 4; 13 + 3; 14 + 4; 12 + 6; 15 + 3.

Первые две группы примеров непосредственно подготовляют к изучению нового действия, так как они включают вычислительные операции, применяемые при вычитании однозначных чисел без перехода через десяток. Третья группа примеров полезна тем, что вычислительный приём, используемый при их решении, имеет много общего с приёмом, который должен быть сообщён учащимся на данном уроке.

За указанными подготовительными упражнениями следует объяснение нового приёма, которое ведётся на наиболее лёгких примерах, положим: 14 – 2; 16 – 2; 15 – 1; при этом решению каждого из этих примеров предпосылается решение соответствующего примера на вычитание в пределе 10, а именно:

При решении первых примеров применяются наглядные пособия (палочки или счёты). Эти примеры решаются всем классом под руководством учители, который записывает решение на доске, предлагая затем учащимся записать примеры в своих тетрадях.

После объяснения учитель — в целях проверки усвоения и первичного закрепления нового действия — вызывает по очереди нескольких учащихся к доске, даёт каждому из них пример для решения и требует от него подробного объяснения выполняемого действия. После решения одного из этих примеров полезно предложить учащимся составить задачу, для решения которой требуется произвести то же действие с тем, чтобы дети осмыслили, при решении каких задач применяется данное действие.

Для того чтобы проверить, усвоен ли новый приём всеми учащимися, учитель после опроса отдельных учеников предлагает классу несколько примеров для устного решения, а затем эти же примеры учащиеся решают письменно в тетрадях. Таким образом, учащиеся решают эти примеры полусамостоятельно.

После проверки выполненной работы учитель устно решает с детьми несколько примеров, намеченных для задания на дом, в целях подготовки учащихся к предстоящему им дома самостоятельному решению примеров.

В конце урока в беседе с детьми выясняется, чему они научились сегодня.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment