Тема. Сельское хозяйство чернозёмных степей

tema selskoe hozyajstvo chernozyomnyh stepej Обучение в советской школе

Цель урока . Показать сельское хозяйство чернозёмных степей в его развития.

Ход урока . Начинается урок с ознакомления детей при помощи натуральных коллекций и различных картин с основными сельскохозяйственными культурами чернозёмных степей: пшеницей, кукурузой, подсолнечником, сахарной свёклой.

Из беседы дети узнают о пользе, приносимой этими растениями.

Из пшеничных зёрен изготовляется белая пшеничная мука и манная крупа. Солома же пшеницы идёт на подстилку для скота, а также на топливо.

Плод кукурузы — початок. Молодые кукурузные початки едят в варёном виде. Из зёрен кукурузы делают кашу — мамалыгу. Кукурузная мука подмешивается к ржаной и пшеничной муке при выпечке хлеба. Кроме того, из кукурузной муки делается печенье. Наконец, кукуруза является прекрасным кормом для птиц и свиней.

Из семян подсолнечнике на заводах выдавливается подсолнечное масло, а выжимки или жмыхи употребляются на корм скоту .

Сок сахарной свёклы служит для получения сахара (сначала сахарного песка, затем рафинада). Отходы свеклосахарной промышленности — жом и патока — используются как корм для скота.

Перед детьми ставится вопрос: Почему посевы пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свёклы — этих ценнейших сельскохозяйственных растений, сосредоточены главным образом в чернозёмных степях?

Отвечая на этот вопрос, дети вспоминают, что в чернозёмных степях продолжительное лето, обильное теплом и солнечным светом и, что, наряду с этим, там прекрасная плодородная почва, способная давать высокие урожаи.

Первая часть урока заканчивается следующим выводом: чернозёмные степи — это житница СССР. Чем лучше ведётся сельское хозяйство в черноземных степях, тем выше благосостояние всего советского народа.

Переходя ко второй части урока, учитель напоминает детям, что земледелие в чернозёмных степях издавна имеет двух злейших врагов — засуху и суховеи.

— До Великой Октябрьской социалистической революции, — рассказывает учитель, — крестьяне не могли бороться с грозными силами природы. Крестьяне работали тогда на своих крошечных полях отдельными семьями. В крестьянских хозяйствах не было машин. Крестьяне были малограмотны или даже безграмотны. Они верили в бога, считали, что плохая погода посылается небесами за грехи людей, и потому заказывали молебны о ниспослании дождя или прекращении суховея. А когда вслед за недородом надвигалась страшная своим голодом зима, крестьяне безропотно умирали или бежали с насиженных мест в края, не пострадавшие от засухи.

Так было прежде. Но совсем иначе стало теперь, при советской власти, когда бескрайние чернозёмные степи наполнились гулом тракторов, когда на помощь колхознику в его борьбе с природой пришла передовая советская наука.

Как же теперь борются колхозники с засухой и суховеями?

Ответ на этот вопрос даётся детьми с помощью учителя и с его дополнениями. При этом дети исходят из знаний, которые были получены во время экскурсии в колхоз, в период работы на пришкольном участке, при чтении статей природоведческого и географического содержания (2 и 3 классы).

Указанная беседа должна охватить, примерно, следующий материал.

Раньше, до революции пахали землю только весной, когда земля просохнет. Теперь, при колхозном строе сельского хозяйства, землю пашут дважды в году — и осенью и весной. Распаханная осенью земля хорошо впитывает влагу осенних дождей и вешних вод. Таким образом подготовку к борьбе с засухой колхозники начинают ещё с осени.

Зимой эта подготовка продолжается. Колхозники ставят на полях различные заграждения (деревянные шиты, плетни), мешающие ветру сдувать снег в овраги, ямы, низины. В конце зимы колхозники громоздят снег в большие кучи деревянным плугом — снегопахом, для того чтобы снег весной таял медленно. С этой же целью они покрывают снег соломой, камышом, хворостом. При медленном таянии снега вешние воды не стекают в реки, а просачиваются в почву и заполняют те подземные каморки, которые создал плуг при вспашке земли.

Но этого мало. Культурные растения нужно сеять как можно раньше, пока запасы осенней и весенней влаги, накопленные в почве, не успели испариться. Вот почему советское правительство ведёт энергичную борьбу за ранний сев.

И этого мало. Надо посеять такие растения, которые в состоянии добыть много воды из почвы и потом бережно, с наибольшей пользой для себя её расходовать. Эти растения называются засухоустойчивыми. Советские учёные немало потрудились, чтобы создать засухоустойчивые сорта пшеницы.

И этого мало. Начиная с середины лета, культурным растениям дорога каждая капля воды. А тут рядом растут сорняки, которые своими мощными корнями отнимают у культурных растений последнюю влагу, а заодно и питательные вещества почвы. Поэтому колхозы и совхозы высевают на свой поля семена, тщательно очищенные от семян сорных растений, а во время пахоты и боронования тщательно удаляют с полей сорняки, посеянные ветром.

Учитель заканчивает урок рассказом о замечательном будущем чернозёмных степей.

Колхозники добились значительного повышения урожаев, но угрозы для земледелия со стороны неблагоприятной погоды полностью еще не устранены. Это показал 1946 год, когда весь юг Европейской части СССР был охвачен сильнейшей засухой и когда наша страна не добрала с полей сотни миллионов пудов зерна.

В целях окончательной победы над засухой и суховеями советское правительство и коммунистическая партия создали великий план преобразования природы в лесостепной и степной полосах Европейской части СССР. Этот план был опубликован в газетах 24 ноября 1948 г.

Согласно этому плану за 7 лет (1949 — 1955 гг.) колхозы и совхозы намеченных районов создадут около 45 тысяч прудов. Это значит, что почти каждый колхоз или совхоз будет иметь свой пруд. Во многих случаях пруды можно устроить следующим образом. Берега некоторых оврагов будут обсажены деревьями и кустарниками, а поперёк их устья протянутся мощные земляные плотины. Плотина остановит воду, которая бежит по дну оврага во время таяния снега и во время ливня. Вода, накопившись, заполнит овраг и превратит его в пруд. От пруда к полям протянутся многочисленные водопроводные трубы. И как только засуха слишком затянется, а запасы почвенной влаги, накопленные трудом земледельца, начнут истощаться, водопроводные краны будут открыты, и на поля обильными струями хлынет искусственный дождь.

По тому же плану с 1950 и по 1955 г. будет создано государством 8 полезащитных лесных полос, общей длиной в 5 300 км 1. Кроме того, на полях колхозов и совхозов также будут созданы лесные полосы площадью в несколько миллионов гектаров.

Главное назначение лесных полос — задержать движение грозных суховеев, стать на их пути высокой стеной. А чем медленнее скорость горячего и сухого ветра, тем слабее сушит он растительность и почву, тем меньше приносит вреда.

Крестьянам дореволюционной России даже не снилось решение таких задач, как устройство искусственного дождя на полях или как создание многочисленных лесных заслонов для остановки губительного ветра.

Только советские люди под мудрым руководством товарища Сталина уверенно прилагают свои знания и свой труд для овладения силами природы на благо всех трудящихся.

1   1. По берегам Урала: Вишневая — Чкалов — Уральск — Каспийское море.

2    . По берегам реки Волги: Саратов — Астрахань. 3. По берегам реки Дона: Воронеж — Ростов на Дону. 4. По берегам реки Северный Донец: Белгород — река Дон. 5. Ча- паевск — Владимировка. 6. Камышин — Сталинград. 7. Сталинград — Черкасск. 8. Пенза — Каменск на Северном Донце. Все эти полосы во время урока должны быть обозначены на стенной карте природных зон СССР цветными нитями, приколотыми к карте.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment