Тема. Природа зоны смешанных лесов в Европейской части СССР

tema priroda zony smeshannyh lesov v evropejskoj chasti sssr Обучение в советской школе

Цель урока. Познакомить детей е природой зоны смешанных лесов путём её сравнения с тайгой, установить сходство и различие между этими смежными природными зонами и тем самым подчеркнуть характерные черты каждой из них.

Ход урока. 1. Урок начинается проверкой знаний и вместе с тем повторением пройденного о природе тайги.

2.    Затем учитель рассказывает детям о природе зоны смешанных лесов и читает с ними в учебнике то место, где говорится о растительности смешанных лесов.

На классной доске производится запись названий деревьев, наиболее часто встречающихся в смешанном лесу (ель, сосна, берёза, осина, дуб, клён, липа). При этом учитель показывает детям засушенные веточки этих деревьев.

Далее следует беседа, посвящённая классификации деревьев. Деревья смешанных лесов делятся на хвойные и лиственные. А последние в свою очередь делятся на мелколиственные и широколиственные. В результате на классной доске появляется новая запись: хвойные — ель, сосна; мелколиственные — берёза, осина; широколиственные — дуб, клён, липа.

Дети переносят запись в свои тетради н, по предложению учителя, подчёркивают (на доске и в тетради) названия тех. деревьев, которые встречаются не только в смешанных лесах, но и в тайге (ель, сосна, берёза, осина).

С помощью вопросов дети подводятся к следующим двум обобщениям:

1)    Хвойные и мелколиственные деревья растут в обеих зонах, широколиственные — только в смешанных лесах.

2)    В тайге преобладают хвойные деревья, в смешанных же лесах хвойные деревья чередуются с лиственными. Поэтому такие леса и называются смешанными.

Второе обобщение учитель изображает на классной доске посредством схематической зарисовки. Дети переносят зарисовку в свои тетради.

 

Зарисовка позволяет продолжить сравнение. В тайге у многих деревьев ветви С густой хвоей простираются почти до земли. Солнечные лучи не могут пробиться сквозь эту чащу. Поэтому под пологом тайги даже днём сумрачно. Смешанные леса пропускают к земле значительно больше солнечного света. Вследствие этого под верхним ярусом высоких деревьев мы наблюдаем здесь нижний ярус — подлесок, состоящий из небольших деревьев и кустарников, например, рябины, черёмухи, калины и т. п. В тайге земная поверхность покрыта мхом и лишайником, в смешанном лесу — густой травой. Поэтому тайга может служить пастбищем для северных оленей, а смешанный лес — выгоном для коров, овец и коз.

Сопоставляя две стенные картины «Сибирская тайга зимой» и «В смешанном лесу», а также содержание двух отрывков из учебника, подобранных учителем, дети приходят ещё к одному важному выводу.

Тайга слабо заселена человеком и оттого мало изменена им. Она тянется сплошными массивами от реки до реки. Не то в зоне смешанных лесов. Тут под влиянием труда многих людских поколений природа изменена до неузнаваемости: исчезли огромные лесные площади, появились поля, огороды, сады, луга, дороги, деревни, города.

Учитель вкратце рассказывает детям, что в изучаемой зоне обитают те же звери и птицы, что и в тайге. Однако наиболее крупные из них сильно истреблены (лось, медведь), потому что смешанные леса представляют собой небольшие островки, со всех сторон окружённые человеческим жильём.

3.    После этого проводится работа с двумя картами СССР — природных зон и физической.

Внимание детей обращается на географическое положение зоны смешанных лесов. В Европейской части СССР она образует треугольник, протянувшийся с запада на восток, от нашей государственной границы до Уральских гор. На севере граница зоны идёт по линии Ленинград — Иваново. На юге — через Казань и Киев.

Далее детям предлагается посредством сопоставления карты природных зон и физической определить, какова земная поверхность в зоне смешанных лесов, при этом особо выделяя Средне-Русскую возвышенность ввиду её центрального положения.

Дети перечисляют названия рек, пересекающих зону смешанных лесов, и устанавливают, откуда каждая из этих рек берёт начало и куда впадает.

Проводится параллель между реками тайги и смешанных лесов. Таёжные реки, как правило, текут на север, к полярным морям. Реки в зоне смешанных лесов, наподобие лучей, расходятся во все стороны — к Каспийскому, Азовскому, Чёрному и Балтийскому морям.

В заключение учащиеся под руководством учителя определяют по карте основные особенности климата изучаемой зоны. В смешанных лесах, благодаря более южному положению, зима короче, чем в тайге, а лето длиннее. Западные ветры, дующие с Атлантического океана, раньше проносятся над смешанными лесами, а уже потом над тайгой. Поэтому в смешанных лесах выпадает осадков больше, чем в тайге. Вот этот-то сравнительно тёплый и влажный климат и способствует произрастанию в зоне смешанных лесов таких широколиственных пород деревьев, как дуб, клён, липа.

4.    На дом даётся задание — подготовить рассказ о природе зоны смешанных лесов.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment