Тема. Чугун, железо, сталь. (Пример урока с раздаточным материалом)

tema chugun zhelezo stal primer uroka s razdatochnym materialom Обучение в советской школе

Цель урока . Научить детей различать железо, сталь и чугун, познакомить с их важнейшими свойствами.

О борудование : на каждой парте кусочки чугуна, ученические перья, конторские кнопки, скрепки, булавки, швейные иголки, английские булавки, монеты, кусочки олова, свинца, медной, железной, стальной проволоки, ученические ручки, наконечники от карандаша и другие металлические предметы. На столе учителя — магнит (если магнитов в школе несколько, их надо тоже раздать на парты), наковальня (её может заменить обыкновенный колун), молоток, гвоздь, стальная пружина, нож, вилка, ножницы или другие предметы из железа и стали.

Ход ур ока . 1. Урок начинается с краткой вводной беседы.

— Что было бы с человеком, если бы вдруг на земле исчезло железо, сталь, чугун? Человек тотчас бы узнал об этом событии, потому что исчезла бы его кровать, распалась бы вся мебель, развалились потолки, поддерживаемые стальными брусьями, и исчезла крыша. На улицах тоже произошло бы страшное разрушение: не было бы больше рельсов, вагонов, паровозов, трамваев, автомобилей.

Учитель предлагает детям посмотреть вокруг и перечислить все предметы, сделанные из железа, стали и чугуна, и подводит детей к выводу, что железо, сталь и чугун имеют огромное значение в жизни людей. Люди добывают за один только год около 100 миллионов тонн железа. Чтобы перевезти такое количество железа, понадобилось бы 100 000 поездов по 50 вагонов в каждом.

— А умеете ли вы отличать железо, сталь и чугун от других металлов?

2.  Р абота с р аздаточным материалом . Учитель сообщает, что отличить железо, сталь и чугун от других металлов легче всего с помощью магнита: магнит притягивает железо, сталь, чугун и не притягивает других металлов. По предложению учителя дети проделывают этот опыт. Если магнит один, то учитель обходит парты и сам производит опыт.

— А чем различаются между собой железо, сталь и чугун?

Учитель предлагает детям сравнить между собой железный гвоздь, стальное ученическое перо и кусок чугунной сковороды.

— Можно ли их отличить по цвету и блеску? Это трудно сделать, так как все они серого цвета и блестят металлическим блеском.

Учитель предлагает сравнить эти металлы по твёрдости. Для этого их надо поцарапать друг о друга. Дети выполняют задание и делают вывод: стальное перо оставляет черту на гвозде и чугуне. Значит сталь твёрже железа и чугуна . Учитель сообщает: стальными свёрлами можно сверлить железо и чугун. Далее дети обнаруживают, что чугун оставляет царапину на железном гвозде, но не царапает сталь. Значит чугун тв ёрже железа , но мягче стали. Железо не оставляет царапины ни на стали, ни на чугуне. Железо — с амый мягкий из этих трёх металлов.

Далее по предложению учителя дети пробуют сгибать железную булавку и стальную иголку. Желез о гнётся , а сталь ломается, сталь — хрупкая .

Учитель кладёт на наковальню железную проволоку или гвоздь и ударяет молотком по его концу. Гвоздь расплющился. Железо куётся . Не очень хрупкую сталь тоже можно ковать, но она куётся хуже железа. Хрупкая сталь от удара разлетается на куски. Чугун совсем не куётся , а как и хрупкая сталь, от удара разлетается на куски. Чугун — хрупкий .

Учитель берёт в руки стальную пружину и сдавливает её с двух концов пальцами. Пружинка сжимается. Учитель отпускает концы пружинки, и пружинка сейчас же разжимается и принимает прежний вид. Сталь упруга . Учитель предлагает детям согнуть железную проволоку — она не распрямляется. Из неё нельзя сделать пружинку.

3.    Пров ерка и закр епление знаний . Для проверки и закрепления знаний о признаках железа, стали, чугуна, учитель предлагает детям самостоятельно определить, из чего сделана английская булавка, канцелярская скрепка, кнопка, перочинный нож, металлическая часть ученической ручки, наконечник от карандаша, печная проволока, пилка от лобзика, ножницы, столовая вилка и т. д. Вызванный ученик должен объяснить, как он узнал, из какого металла сделан данный предмет, чем это можно доказать.

Учитель предлагает детям объяснить, почему гвозди делают из железа, а не из чугуна, почему иголки делают из стали, а не из железа и не из чугуна и т. д.

Отвечая на эти вопросы, дети должны усвоить мысль, что человек, зная свойства железа, стали и чугуна, выбирает для изготовления каждого предмета такой металл, свойства которого наиболее подходят для данного предмета.

После проделанной работы дети читают статью «Железо, сталь, чугун».

З адание на дом : учитель предлагает детям усвоить статью о железе, стали и чугуне и выполнить указанные в конце статьи задания.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment