Текущая проверка и оценка навыков устных вычислений

tekushhaya proverka i oczenka navykov ustnyh vychislenij Проверка знаний

Большое места на уроках арифметики занимает формирование навыков устных вычислений (устный счет). Однако эти навыки при учете знаний и, следовательно, при оценке ответов учеников многими учителями не учитываются, что снижает эффективность занятий устным счетом.

Между тем в учебниках для II И III классов имеются таблицы для устного счета, которые легко можно использовать для составления упражнений обучающего и проверочного характера.

Демонстрационная таблица для устных упражнений, написанная в крупном масштабе, должна висеть на стене. Она должна быть и у каждого ученика на первой или последней странице его тетради или на отдельном листке. Примеры использования такой таблицы описаны в ряде статей и методических руководств.

При составлении плана урока учитель отбирает упражнения по таблице и намечает учеников, которых он намерен проверить. Вызванный ученик отвечает, другие следят (каждый по своей таблице). Через 5 — 6 минут можно нескольким учащимся выставить оценку по устным вычислениям. Если задание выполняют одновременно все ученики класса, записывая в тетрадях или на отдельных листочках только результаты, то учитель имеет возможность выставить оценки всем ученикам, присутствующим на уроке.

Если ответы по устным вычислениям учителем оцениваются систематически, то и дети ответственно относятся к этому виду занятий.

Таблицы для устных вычислений ценны еще и тем, что при их помощи учитель легко может подобрать для учащихся с различной успеваемостью дифференцированные задания.

В связи с тем, что при обучении арифметике обязательны практические работы по измерению, взвешиванию, построению и т. п., учителю нужно систематически проверять практические умения и навыки; например, умение измерить отрезок или оценить величину его на глаз, умение вычислить площадь небольшого прямоугольника или объем коробки, взвесить на весах какие-либо продукты или предметы, сделать заданный чертеж-иллюстрацию к задаче, подсчитать сумму или разность чисел на счетах и др.

Для проверки знаний нужно использовать, кроме указанного, и устный индивидуальный и фронтальный опрос учеников.

Всякий опрос должен служить не только целям контроля, но и целям обучения. Он должен быть связан с повторением пройденного и служить подготовкой к восприятию того нового материала, с которым учитель будет знакомить учеников на данном уроке.

Чтобы выставить при устном опросе оценку тому или иному ученику, надо опросить его индивидуально. Но это может быть сопряжено с потерей времени для других учащихся. Чтобы избежать такой потери, опытные учителя применяют различные формы и методы опроса.

Например:

  • Ученик вызывается для вычисления по таблице для устного счета, но вместе с ним работают по своим таблицам и все другие ученики.
  • Вызванный ученик отвечает, а другие в это время подготавливают ему вопросы по данной теме.
  • Вызванный ученик решает задачу, а другие составляют задачу, обратную данной или преобразованную с теми же числами.
  • При решении задачи один из учеников делает на доске краткую запись условия, другой — иллюстрацию, третий — разбор задачи, четвертый — составляет план решения, пятый — записывает действия, шестой — делает проверку решения, седьмой — составляет формулу решения, восьмой — связно объясняет все решение. Такой способ опроса позволяет учителю вовлечь в активную работу всех детей в классе.

В проверке и оценке знаний учащихся учитель всегда должен быть объективен, строго принципиален и стремиться к тому, чтобы дети воспринимали оценку их работы как должную, справедливую, чтобы у них рождалось желание ответить или сделать как можно лучше. При такой постановке дела учитель будет высшим авторитетом для своих воспитанников.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment