Сознательность обучения следует понимать и как сознательное отно – ш е н и е учащихся к учению, и как сознательное ус в о е ни е (понимание) изучаемого, и как сознательное пр им е н ени е знаний.
Учение — труд, а всякий труд бывает успешен тогда, когда ясна его цель, когда работающий видит связь своего труда с общенародным делом, когда он не механически выполняет чьё-то чужое задание, а считает его своим кровным делом, «вкладывает в него душу», работает с увлечением. Труд хорошо спорится, когда налажена дружная работа всего коллектива. Успешность обучения повышается, когда учителю удаётся связать его с кругом жизненных интересов детей, с их разнообразной деятельностью.
Воспитание у учащихся сознательного отн о ш е н ия к учению облегчает разрешение другой важнейшей педагогической задачи — с озна – тельного усвоения знаний.
Усвоение знаний в школе совершается в процессе активной работы детей, организуемой учителем: слушания, чтения, письма, решения задач, постановки опытов, практических работ и т. д. Задача всех этих разнообразных видов деятельности — пробудить активную работу мысли детей. Чем сознательнее относятся дети к учению и изучаемому материалу, тем более активно работает и их мысль. Воспитание сознательного отношения к учению повышает активность учащихся.
Пр о бужд е ние актив н о сти дете й является важнейшим условием сознательного усвоения знаний.
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает, или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого пред- мета».
Научить детей понимать слова — это значит раскрыть их значения. Значение слова — это отражение действительности в сознании человека. Раскрыть значение слова — это значит образовать в сознании учащихся соответствующие представления и понятия. Вот почему, сообщая детям новые слова, необходимо одновременно знакомить их с предметами и явлениями, которые обозначаются данными словами. Эту мысль прекрасно выразил Коменский.
«Слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами, подобно тому как вино продаётся, покупается и переносится вместе с посудой, меч — с ножнами, дерево — с корой, плод — вместе с кожицей… Итак, какой бы язык мы ни изучали, даже родной язык, нужн о п ок аз ы в ать вещи, которые обозначаются словами, и, с другой стороны, нужно учить также выражать словами всё, что видишь, к чему прикасаешься, что ешь, чтобы речь и мысль всегда шли бы параллельно и развивались бы, следовательно, вместе».
Одновременное изучение вещей и слов , или иначе — наглядность преподавания, является важнейшим дидактическим требованием к начальному обучению.
Говоря о систематичности обучения в начальной школе, надо иметь в виду такое построение занятий, когда каждое новое положение опирается на ранее изученный материал и, в свою очередь, является основой для усвоения последующего. Так, например, сложение парами, тройками, четвёрками и т. д. является предпосылкой для изучения таблицы умножения, а таблица умножения является основой изучения деления.
Систематичность выражается также в группировке изучаемых предметов и явлений по определённым признакам. Так, например, все явления природы в 1 классе изучаются в последовательности времён года. Исторические события в курсе истории изучаются в хронологической последовательности и т. д. Систематичность и последовательность нужны и при выработке навыков. Так, например, на уроках чистописания дети сначала учатся писать элементы букв, затем буквы и слова.
Возврат к ранее пройденному материалу необходим потому, что понятия и законы науки не могут быть сразу усвоены детьми с необходимой глубиной, а развиваются в сознании учащихся постепенно. Повторное возвращение к ранее изученному не сводится к его простому механическому воспроизведению, а предполагает рассмотрение его в новых связях путем сравнения и сопоставления с вновь изученным.
Доступность или недоступность для детей того или иного учебного материала определяется сложностью его, а также уровнем развития детей и предшествующей их подготовкой.
Как уже говорилось выше, дети должны не только сознательно усваивать знания, но и с ознательно применять их. Отсюда вытекает требование систематически учить детей творчески применять полученные знания к решению теоретических и практических задач.
«… одно дело — знать марксизм, другое дело — ежедневно, ежечасно при самой разнообразной обстановке, своеобразной, небывалой обстановке, применять этот марксизм… быть марксистом это значит — быть творцом».
Сознательное применение знаний к решению теоретических и практических задач содействует их лучшему пониманию, делает их более конкретными, жизненными, осмысленными. Умение применять полученные знания не вытекает автоматически из их прочного запоминания и даже понимания: можно хорошо понять и заучить какой-нибудь научный вывод, закон, но не уметь им пользоваться.
Применению знаний надо учить . Умение применять знания достигается путём систематических упражнений в их творческом применении. Классные и домашние задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны всячески наталкивать детей на творческое использование полученных знаний. Особенно большой простор для творческого применения знаний открывается во внеклассной работе — в кружках юных краеведов, мичуринцев, техников и т. д. Все попытки самостоятельного творческого применения знаний, проявляемые учащимися, надо всячески поощрять. Надо добиваться, чтобы дети не только умели самостоятельно применять знания, но и чтобы это стало их привычкой . Поэтому их надо не только учить применять знания, но и приучать делать это.
Принципу сознательности обучения придаётся особенно большое значение, потому что раскрытие его сущности определяет пути формирования коммунистического сознания учащихся, показывает, как надо организовать преподавание, чтобы пробудить у детей стремление к знанию, активную работу мысли, ведущую к пониманию действительности и развитию познавательных сил, и как привить детям умение и привычку творчески применять полученные знания. Вооружить учащихся подлинно научными знаниями, являющимися основой диалектико-материалистического мировоззрения, можно только при условии сознательности обучения.
Состояние скуки, эмоциональной подавленности или тупого равнодушия — злейшие враги учения. От рассудочного одобрения идеи ещё далеко до её воплощения в жизнь. Если идея и обладает огромной материальной силой, этим она в значительной степени обязана чувству. Коммунистические идеи, которыми советская школа вооружает детей, не должны быть холодными, формальными, рассудочными идеями. Они должны быть согреты теплотою чувства и захватывать детей. Вот почему учитель советской школы не должен холодно и бесстрастно излагать свой предмет. Любя сам свой предмет, он должен заражать этой любовью и своих учеников, умело находить ключи к их сердцам. Великие идеи коммунизма, согретые огнём чувства, способны мобилизовать все духовные силы человека и сделать его страстным борцом, способным на подвиг.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова