Чтение с первых шагов обучения должно быть сознательным . Сознательным можно назвать такое чтение детей, при котором они с каждым прочитанным словом связывают конкретное представление, вникают в содержание читаемого, умеют осознавать различные связи и отношения, заключающиеся в читаемом, а читая художественное произведение, к тому же способны эмоционально воспринять его. Читать сознательно — это значит «читать и мыслить, читать и чувствовать» (Тихомиров).
Сознательность чтения неразрывно связана с идейной направленностью его. В процессе обучения чтению у детей постепенно вырабатывается правильное отношение к содержанию читаемого; учитель, помогая раскрывать истинную сущность читаемых ими произведений, содействует пробуждению у детей таких мыслей, эмоций и волевых импульсов, которые ложатся в основу воспитания коммунистического мировоззрения и коммунистической морали.
Сознательность чтения на первых порах обучения обеспечивается тем, что дети читают простые, понятные для них тексты. В таких текстах слова обозначают хорошо известные детям предметы, действия, качества, а предложения представляют связи слов в доступной для понимания детей форме.
Понимание каждого отдельного слова не обеспечивает ещё полностью сознательности чтения связного текста. Можно, понимая значение каждого слова, не понимать смысла развёртывающихся в рассказе событий или основной идеи произведения. Читать сознательно — это значит понимать смысл каждого слова, предложения, понимать связь между отдельными частями читаемого и основную мысль целого произведения.
Особенно важное значение предварительная беседа имеет тогда, когда обстановка действия и связанные с ним понятия совсем незнакомы детям, например, в рассказах о далёких странах, о прошлом нашей родины и т. д. В этих случаях в беседе используются различного рода наглядные пособия, и нередко беседа дополняется живым, образным рассказом учителя. Так, перед чтением рассказа Горького «Пепе» учитель с помощью ярких иллюстраций и образного описания рассказывает детям о природе Италии, даёт конкретные представления о море, прибрежных камнях, о морском прибое, т. е. о всём том, чего дети никогда не видели. Благодаря этому художественные образы рассказа становятся более понятными, глубже и эмоциональнее воспринимаются детьми.
Во многих случаях чтение может быть сознательным лишь тогда, когда в основе понимания читаемого лежит чувственное восприятие действительности и личный опыт ребёнка.
Однако предварительная работа с детьми перед чтением только подводит к пониманию намеченного произведения, но не ставит своей целью раскрытия его содержания. Эта задача разрешается только в процессе чтения. Объяснения при чтении направляются на выяснение идейной сущности произведения, что достигается объяснением смысла отдельных слов и выражений, раскрывающих содержание произведения и его основные идеи. При чтении так называемых «деловых» статей как предварительная работа с детьми, так и объяснения учителя направлены на раскрытие понятий и тех простейших причинно-следственных связей между явлениями, которые являются предметом описания в читаемой статье.
В заключительной беседе обобщается весь материал по разбору произведения, производится оценка поступков, событий, о которых дети читали, устанавливается в окончательной форме отношение детей к действующим лицам, устанавливается связь между прочитанным и фактами современной жизни, яснее подчёркивается идейное содержание произведения.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова