Сознательность чтения в начальных классах

soznatelnost chteniya v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Чтение с первых шагов обучения должно быть сознательным . Сознательным можно назвать такое чтение детей, при котором они с каждым прочитанным словом связывают конкретное представление, вникают в содержание читаемого, умеют осознавать различные связи и отношения, заключающиеся в читаемом, а читая художественное произведение, к тому же способны эмоционально воспринять его. Читать сознательно — это значит «читать и мыслить, читать и чувствовать» (Тихомиров).

Сознательность чтения неразрывно связана с идейной направленностью его. В процессе обучения чтению у детей постепенно вырабатывается правильное отношение к содержанию читаемого; учитель, помогая раскрывать истинную сущность читаемых ими произведений, содействует пробуждению у детей таких мыслей, эмоций и волевых импульсов, которые ложатся в основу воспитания коммунистического мировоззрения и коммунистической морали.

Сознательность чтения на первых порах обучения обеспечивается тем, что дети читают простые, понятные для них тексты. В таких текстах слова обозначают хорошо известные детям предметы, действия, качества, а предложения представляют связи слов в доступной для понимания детей форме.

Понимание каждого отдельного слова не обеспечивает ещё полностью сознательности чтения связного текста. Можно, понимая значение каждого слова, не понимать смысла развёртывающихся в рассказе событий или основной идеи произведения. Читать сознательно — это значит понимать смысл каждого слова, предложения, понимать связь между отдельными частями читаемого и основную мысль целого произведения.

Одним из путей, ведущих к сознательному чтению учащихся, является пр едварительная беседа . Учитель заранее вводит детей в круг тех представлений, с которыми они встретятся при чтении произведения. Он знакомит их также и с обстановкой, в которой происходит действие рассказа.

Особенно важное значение предварительная беседа имеет тогда, когда обстановка действия и связанные с ним понятия совсем незнакомы детям, например, в рассказах о далёких странах, о прошлом нашей родины и т. д. В этих случаях в беседе используются различного рода наглядные пособия, и нередко беседа дополняется живым, образным рассказом учителя. Так, перед чтением рассказа Горького «Пепе» учитель с помощью ярких иллюстраций и образного описания рассказывает детям о природе Италии, даёт конкретные представления о море, прибрежных камнях, о морском прибое, т. е. о всём том, чего дети никогда не видели. Благодаря этому художественные образы рассказа становятся более понятными, глубже и эмоциональнее воспринимаются детьми.

Предварительная беседа имеет целью вызвать у детей воспоминания о пережитом, оживить в их сознании личный опыт, который помог бы более яркому восприятию читаемого. Это чаще всего делается перед чтением рассказов и стихотворений, в которых описывается родная природа, труд людей, детские игры и развлечения. Так, например, вспомнив свои летние забавы, дети живо представляют себе и «грибные набеги», и походы в лес за ягодами и другие картины летней жизни, рисуемые Некрасовым в его стихотворениях.

Во многих случаях чтение может быть сознательным лишь тогда, когда в основе понимания читаемого лежит чувственное восприятие действительности и личный опыт ребёнка.

Чтение — один из путей познания действительности. Однако оно не всегда может обеспечить накопление реальных знаний. Чтению статей и рассказов о предметах и явлениях природы, как, правило, должны предшествовать экскурсии, наблюдения, опыты и т. д. Само же чтение должно быть направлено на обобщение и закрепление полученных детьми знаний. Эта цель достигается в большей степени, если читаемое произведение рисует предметы и явления природы в ярких красках. Такие произведения не только помогают закреплению знаний, но и способствуют их конкретизации.

Однако предварительная работа с детьми перед чтением только подводит к пониманию намеченного произведения, но не ставит своей целью раскрытия его содержания. Эта задача разрешается только в процессе чтения. Объяснения при чтении направляются на выяснение идейной сущности произведения, что достигается объяснением смысла отдельных слов и выражений, раскрывающих содержание произведения и его основные идеи. При чтении так называемых «деловых» статей как предварительная работа с детьми, так и объяснения учителя направлены на раскрытие понятий и тех простейших причинно-следственных связей между явлениями, которые являются предметом описания в читаемой статье.

При чтении как художественных, так и деловых статей объяснения касаются также и плана прочитанного, поскольку это помогает установлению связей между частями произведения и усвоению его содержания в целом.

Сознательное чтение отчасти достигается и путём последующей работы над прочитанным произведением. Это так называемые заключитель – ные б ес еды , цели которых могут быть различны.

В заключительной беседе обобщается весь материал по разбору произведения, производится оценка поступков, событий, о которых дети читали, устанавливается в окончательной форме отношение детей к действующим лицам, устанавливается связь между прочитанным и фактами современной жизни, яснее подчёркивается идейное содержание произведения.

Заключительная беседа после чтения деловых статей является закреплением и обобщением полученных детьми знаний. В ряде случаев в заключительной беседе устанавливается связь полученных детьми знаний с практикой, с жизнью.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment