Состав слова в начальных классах

sostav slova v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Большое внимание в программах начальных классов школы уделяется изучению слова и его значения, поскольку слово является носителем собственного значения (в то время как звук сам по себе не имеет значения).

Выделяя слово, мы в то же время показываем, что слово всегда что-нибудь значит. Дети должны понять, что одни слова обозначают предметы, другие — действия, третьи — качества и т. п.

У большинства слов русского языка имеется два рода значе ний : ле ксиче ское (основное, реальное) и грамматическое (формальное, добавочное). Например, слова берёза, сосна, осина обозначают определённую породу деревьев; овца, корова, коза — виды домашних животных. Это их лексические или реальные значения. Но, кроме того, все эти слова являются именами существительными женского рода, единственного числа, именительного падежа. Это их грамматическое значение.

Слова могут иметь разные лексические значения, но грамматические значения их могут быть одинаковыми, например, разные по своему лексическому значению слова берёза, книга, нога, луна являются одинаково существительными женского рода, именительного падежа, единственного числа.

На уроках русского языка дети знакомятся и с теми и с другими значениями. На уроках грамматики необходимо считаться и с лексическим значением слова, поскольку слово представляет собой единство и лексического и грамматического значения; грамматические значения лишь уточняют и обобщают лексические значения и указывают на связь слов в речи.

В школе изучение грамматических значений слова идёт по следующим двум разделам или темам: «Состав слова» и «Части речи».

Разберём каждую из этих тем, причём последнюю для удобства изложения разделим на две более частные темы: «Части речи» (общее понятие) и «Изменение слов».

Осознание детьми состава слова, кратчайших значимых элементов слова, или, как их называют в науке, морфем, имеет большое образовательное и практическое значение. Рассмотрение мор фологического со – става слова часто помогает понять значение слова: каждый элемент — приставка, корень, суффикс, окончание — вносит своё значение в слово, а совокупность этих отдельных значений и образует общее значение слова.

Умение разобраться в составе слова важно для развития речи, так как оно облегчает возможность образования новых слов и более точного употребления их в речи. Морфологический характер нашей орфографии (у нас существуют правила для каждой морфемы: для приставки, корня, суффикса, окончания) предполагает умение пишущих разбираться в морфологическом строе слов.

Ребёнок, практически усваивающий русский язык, усваивает слово как неразложимое целое, имеющее определённое значение. Но тот факт, что ребёнок создаёт слова по аналогии с усвоенными, что он правильно изменяет слова, правильно их «склоняет» и «спрягает» в соответствии с законами грамматики, хотя этой грамматики он никогда не изучал, показывает, что подсознательно ребёнок выделяет значимые единицы в слове. Трудно определить характер и границы морфологического членения слова ребёнком, но всё же наблюдения показывают, что легче всего и раньше всего выделяются окончания. Это обстоятельство следует использовать и в методическом плане. Работу надо начать именно с о ко нчания .

Хотя дети приходят в школу, уже умея в основном связывать слова и, следовательно, располагая целым арсеналом окончаний, всё же осознание окончания как части слова должно быть предметом специальной работы в школе. Ученик уже в 1 классе, упражняясь в систематическом построении предложения, должен прийти к мысли, что для связи между словами у слов существуют окончания. Во 2 классе, когда изучается корень, полезно установить, что в слове бывает окончание и корень (здесь можно говорить о корне, так как пока берутся слова типа коза, берёза — с непроизводной основой, или корнем). А в 3 и 4 классах при изучении частей речи окончания будут предметом специального изучения, с выяснением их значения.

Тема «Кор е нь сл о в а » — центральная тема рассматриваемого отдела о составе слова, особенно важная для правописания безударных гласных.

От учащихся начальных классов, даже в конце обучения, нельзя требовать, чтобы они могли находить корни в словах, морфологический состав которых неясен для сознания даже взрослого человека, говорящего на русском языке. Но они должны уметь разбираться в простейших случаях. От ученика 2 класса мы можем потребовать, чтобы в результате занятий во второй четверти он умел соотносить слова не только типа леса — лес, коза — козы, сады — сад, но и слова типа леса — лесок, коза — козочка, сады — садик и даже лес — лесничий, сторож — сторожка, т. е. слова производные, отличающиеся от основных каким-либо суффиксом, а в дальнейшем и слова, усложнённые приставками или чередованиями согласных. Учащиеся 3 класса должны уметь находить корень не только в слове коса, как это требуется от учащихся 2 класса, но и в словах накосить, кошу, т. е. в словах, корень которых видоизменён чередованием согласных, усложнён приставками и суффиксами, и не только находить, но и соотносить друг с другом слова одного корня, так называемые «родственные» слова.

Таким образом, для того чтобы достигнуть успеха в работе над составом слова, в частности, над корнями, нужно соблюдение некоторых условий.

Во-первых, нужна постепенность в выборе словарного материала, необходимо идти от более простого к более сложному: сначала рассматривать корни, не осложнённые чередованиями, приставками и суффиксами, дальше те же слова с приставками, затем слова с простейшими суффиксами, затем слова с чередованиями согласных.

Во-вторых, при нахождении корня в том или ином слове следует сопоставлять его с производными словами того же корня: чем больше в распоряжении ученика будет слов одного и того же корня, которые он сможет сопоставлять, тем успешнее будет идти работа по усвоению правописания безударных гласных.

В-третьих, при выяснении корня в производных словах следует указывать не только на общность звуков, но и на общность в значении слов. Например, надо показать, что слова лес, лесной, лесничий, лесистый относятся к лесу, т. е. имеют общее и в значении. Подобного рода упражнения должны быть систематическими; благодаря этому будет устранён формальный подход к изучению состава слова и, в частности, к понятию о корне: дети не будут сближать однозвучные, хотя и не имеющие общего смысла слова, например, не будут считать родственными слова горе и гора, косить и кость, лиса и лист и т. д. С другой стороны, дети привыкнут сближать слова действительно родственные по корню. В некоторых случаях полезно давать учащимся простые объяснения, почему следует считать те или иные слова словами родственными, однокоренными: например, почему слова стрела, стрелять, стрелок следует считать однокоренными; почему однокоренными же являются слова: огород, город, изгородь.

Надо стремиться к тому, чтобы подобные объяснения не затрудняли, а облегчали понимание и усвоение однокоренных слов.

Первичное понятие о пр и ставке даётся во 2 классе при прохождении темы об однокоренных словах, затем оно уточняется и углубляется в 3 классе при прохождении темы о составе слова. Чем яснее ученики представят, что такое приставка, тем легче им будет находить и корень слова. Лучше всего выяснить роль приставки на глаголах, которые, как известно, особенно богаты приставками. Удобнее всего взять одну приставку при разных глаголах (например, приставку вы в глаголах выходить, выбегать, вылетать, выносить) с тем, чтобы выяснить, какое общее значение вносит эта приставка в данные глаголы (например, вы обозначает движение из какого- нибудь места). Затем один глагол берётся с разными приставками: выходить, отходить, приходить, сходить, уходить. Выясняется, что хотя эти слова являются родственными, имеющими один корень, однако они различаются по значению, и это различие создаётся приставками. Такой анализ позволяет выяснить, что приставка вносит новый оттенок в основное значение слова. Параллельно идут упражнения в образовании слов с разными приставками (от глагола летать образуются слова вылетать, улетать, прилетать, долетать, залетать, подлетать) или слов с разными корнями, но с одной и той же приставкой (с приставкой от — глаголы: отбегать, отлетать, относить, отвозить, отдавать). Для того чтобы рассуждения об оттенках, которые вносятся приставками в значение слова, не были отвлечёнными, следует составлять предложения с образованными таким образом словами.

По программе 3 класса изучаются суф ф икс ы . Значение этой части слова выясняется главным образом на существительных, которые богаче всего суффиксами. С одной стороны, берутся слова одного корня, но с разными суффиксами; таковы, например, слова: лес, лесок, лесник; воз, возок, возчик; цвет, цветок, цветник. С другой стороны, от слов с разными корнями образуются слова с одним и тем же суффиксом: стол — столик, дом — домик, воз — возик, нос — носик. Делается вывод, что суффикс вносит дополнительный оттенок в основное значение слов или образует новое слово. В отличие от приставок, посредством суффиксов образуются производные слова, главным образом, от имён существительных, а также отчасти — от имён прилагательных.

Для того чтобы работа над составом слова не носила формального характера, нужно выяснить сначала общий смысл изучаемого слова, затем перейти к рассмотрению элементов слова и выяснению их значений. Выделение элементов, слова (морфем) обычно происходит путём сравнения одних слов с другими. Например, чтобы выделить окончание а (я) в именах существительных, надо сопоставить несколько слов с этим окончанием: стена, вода, страна, весна, рука, земля, змея, скамья; кроме того, следует брать эти же слова с другими окончаниями: стена, стены, стене, стену и т. д. Для того чтобы выделить корень нёс в слове несу, следует брать, с одной стороны, такие формы глагола, как несу, несёшь, несёт и т. д., с другой, — производные от этого корня слова с приставками: занесу, отнесу. Чтобы найти приставку раз, надо взять глаголы — разбить, отбить, добить, выбить и т. п., а кроме того, глаголы, вроде: разбить, разлить, разложить, разбросать. Сопоставляя эти слова, дети легко выделят в них приставку раз. Такой же двойной ряд примеров нужен и при выделении суффикса. Например, с одной стороны ветерок — ветер, лесок — лес, дубок — дуб, глазок — глаз, пушок — пух, снежок — снег; с другой — ветерок, дубок, лесок, глазок, пушок, снежок.

Одного разбора (анализа) состава слов недостаточно для того, чтобы дети совершенно ясно поняли состав слова. Нужна также и синтетическая работа по образованию слов.

Дети от одного и того же корня образуют посредством приставки или суффикса новые слова: бежал, прибежал, убежал; сад, садик, садочек; при помощи одной и той же приставки, или одного и того же суффикса образуют от разных корней новые слова: отбежал, отскочил, отлетел, отнёс, отвёз; сад — садик, ключ — ключик, нос — носик. Образованные слова употребляются в предложениях.

Более сознательному усвоению состава слов способствует указание на роль отдельных элементов (морфем) в образовании той или иной части речи. Учащиеся легко поймут, что одни суффиксы очень характерны для существительных, другие — для прилагательных, третьи (немногочисленные) — для глаголов. Например, суффиксы -ок, -ик, -ек, -ец и т. д. — суффиксы существительных; — признак прошедшего времени глагола; -ть — неопределённой формы. То же можно сказать и об отдельных окончаниях. Например, окончание является окончанием женского рода (сосна, она, одна, мала, росла), (ы) — окончанием множественного числа (мальчики, девочки, они, одни, велики, пошли; столы, стены, малы) и т. д.

Конечно, нельзя расширять программу, но в пределах программы анализ состава слова следует связывать с определением частей речи. Возьмём слово пёрышко. Здесь корень пер, суффикс -ышк, окончание . Суффикс указывает, что это имя существительное, окончание указывает на средний род единственного числа. Такая связь работы по составу слова с изучением частей речи поможет лучше осмыслить роль отдельных морфем в образовании целого слова. Конечно, такую работу можно провести лишь тогда, когда дети уже знакомы с той или другой частью речи.

Общий ход занятий с детьми по изучению той или иной части слова (морфемы) может быть представлен в следующем виде:

1.  Показываются (чаще всего на картинах) конкретные предметы, качества, действия, которые обозначаются словами, подлежащими изучению со стороны их образования и состава.

2.   Проводится наблюдение над изменениями состава слова в зависимости от изменения предмета, качества, действия. Например, изменяются действия и изменяются слова: вылить, влить, долить, перелить, слить, отлить, разлить, пролить, облить; или, наоборот, указывается на общность в значении слова в зависимости от общности корня или суффикса или приставки, например: лес, лесок, лесник, лесной, лесистый — родственные слова, так как имеют один корень; домик, столик, носик, тазик, карандашик, хотя слова разных корней, но имеют нечто общее в значении благодаря тому, что у них один и тот же суффикс.

3.   Проводятся упражнения по выделению в словах изучаемых частей слова (анализ) и по подбору слов с этими частями (синтез). При этом устанавливается сходство и различие в значениях слов. Сюда относятся следующие виды упражнений (под руководством учителя, а затем и более самостоятельных):

а)   найти среди данных слов слова с одним и тем же корнем или суффиксом, или приставкой;

б)   установить сходство или различие в значениях данных слов, объяснить, чем выражено это сходство или различие (примеры см. выше в п. 2);

в)   подобрать к данным словам родственные по корню, по суффиксам или приставке, доказать их родство (сходство в значении);

г)    образовать слова с приставкой или суффиксом, или с тем и другим, чтобы получились слова с иным значением или с новым оттенком значения; например, от существительного дом образовать существительные с ласкательным, уменьшительным или увеличительным значением (домик, домишко, домище), или от существительного, обозначающего вещь, образовать существительное со значением действующего лица (газета — газетчик, трактор — тракторист, кровля — кровельщик).

4.   В связи с прохождением частей речи выясняется, что некоторые суффиксы свойственны той или иной части речи; например, суффиксы -чик, – очек, -ок, -ик указывают на принадлежность слова к разряду имён существительных. Важно поупражнять детей в образовании от данного слова (например от существительного) слов, принадлежащих к другим частям речи (например прилагательных, глаголов, наречий). Например: от существительного лес образуются прилагательные лесной, лесистый; от прилагательного белый образуются существительные белила, белянка, белок, глаголы белеет, белеется, побелел, побелил, наречия бело, белее.

Значения частей слова в таких случаях выясняются путём составления предложений с этими словами.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment